Напомним, что конгресс США создал специальную межведомственную комиссию по противодействию т.н. гибридным атакам России против Америки и в целом против Запада. Речь в первую очередь идет о противодействии русской пропаганде.
Инициативу конгрессменов прокомментировал известный американский политолог Эдвард Лютвак из Центра стратегических и международных исследований.
Он считает, что конгресс США выбрал ложную цель, сосредоточив столь большое внимание на русской пропаганде. В интервью Radio Liberty он указал:
- Вот уж, действительно, гениальная идея. Удачи им! Российская пропаганда успешна по двум причинам. Первая: она действительно изготовлена добротно. Это традиционное компенсаторное оружие, на которое вынуждена полагаться Россия, сильно уступающая коллективной военной, экономической и культурной мощи Запада.
Но как бы хорошо ни была сделана российская пропаганда, она была бы бессильна перед лицом хотя бы элементарно скоординированных контрмер Запада, как политических, например, в Молдове или Болгарии, где к власти только что пришли промосковские силы, так и военных.
Не обрекайте страны Балтии на то, чтобы они заискивали перед Москвой, направляя туда смехотворно мизерные подкрепления; отправьте реальный воинский контингент, чтобы создать в Балтии настоящий укрепрайон, который никто не сможет захватить! Или обяжите Польшу, члена НАТО, не строить флот, который как верный союзник будет сопровождать американские и британские ВМС в дальних походах, а нарастить сухопутные силы, на что она по своим демографическим ресурсам абсолютно способна, и вы увидите, как увянет кремлевская пропаганда.
Россия не сможет больше играть на психологической слабости и нерешительности соперников, чей потенциал намного превосходит ее собственный, и которая выглядит могучей только ввиду их некомпетентности.
В крошечной Финляндии резерв сухопутных сил больше, чем у поляков, и финны, насколько я могу судить, не страшатся российской пропаганды. То же самое, видимо, с Киевом: предоставьте ему солидную помощь, денежную — тридцать — сорок миллиардов долларов - и военную, и, может быть, Франсуа Фийон, вероятный следующий президент Франции, перестанет смотреть на Украину как на естественную сферу влияния России.
Эта миссия (конгресса США – ред.), я убежден, должна состоять прежде всего в усовершенствовании ресурсов кибербезопасности. На основе комплексного, стратегического подхода к кибербезопасности, которая намного отстала от стремительного развития всего множества компьютерных платформ, нуждающихся в защите.
Благодаря этому разрыву Россия с ее весьма скромным потенциалом и способна ощутимо воздействовать на мировую политику. Включая Францию и Италию. Это ровно то, что происходило бы на автодорогах, если бы из миллиона машин только несколько сот имели тормоза.
Сегодня любой лаптоп с микрофонным гнездом может быть дистанционно репрограммирован в подслушивающее устройство. Равным образом, могут быть взломаны любые айфоны, а ими как ни в чем не бывало продолжают пользоваться мои коллеги — консультанты и спецслужб, и министерства обороны.
Помните, какая ссора вспыхнула после теракта в Сан-Бернардино между фирмой Apple и ФБР, которое хотело проникнуть в мобильный телефон террориста, а Apple отказывалась давать им код доступа. Спор дошел бы до Верховного суда, если бы не один крошечный израильский стартап, который показал ФБР, с его огромным бюджетом, да и Apple тоже с его еще большим бюджетом, как можно быстро вскрыть айфон, до того, как активируются внутренние средства защиты самого телефона.
Этот случай, на мой взгляд, должен был стать предметом слушаний в конгрессе до всякого разбирательства активных мероприятий ФСБ.
Во-вторых, межведомственная группа (конгресса) может попытаться хотя бы минимально улучшить работу ЦРУ, обязав руководство требовать от оперативников освоения языка страны, в которую они командированы на длительный срок. У меня из-за этого вышел большой конфликт с директором ЦРУ Джоном Бреннаном, который не только не осуществил это очевидное нововведение, но и еще в канун кризиса в Крыму и на Донбассе упразднил должности всех переводчиков с украинского, посчитав, что с их работой могут справиться переводчики с русского, - сообщил политолог.
Говоря о кибератаках русских спецслужб против Германии (в частности, блокирование работы Deutsche Telekom) и других стран ЕС и угрозе вмешательства в выборы в Европе, Эдвард Лютвак отметил:
- А как вообще может быть иначе? Если российские спецслужбы перестанут вмешиваться в выборы в Европе, это будет означать, что они не справляются со своими прямыми профессиональными обязанностями.
У нас есть незыблемое право оказывать им сопротивление, но предъявлять России какие-то моральные претензии просто неуместно. Это все прекрасно вписываются в традиционный набор методов государственной политики. Давайте лучше порадуемся, что борются только спецслужбы и что между нами нет "горячей войны".
Агентство национальной безопасности США перехватывало телефонные разговоры канцлера Меркель, помните? Все это делают, и жалобы начинаются только тогда, когда кто-то это делает лучше, чем ты. И не то, чтобы Россия была качественно изобретательнее Америки или Европы в этом деле. Разница лишь в том, что в России спецслужбы серьезно относятся к своему профессиональному долгу.
Мне порой кажется, что Путин вызывает такое сильное негодование на Западе отчасти из-за того, что придерживается принципа "укрепляй друзей и ослабляй врагов". В том числе, на выборах.
Политкорректная идеология современного Запада требует от нас диаметрально противоположного подхода, и мы видим, как Обама распахивает объятья перед иранцами и пренебрегает саудовцами и израильтянами. Или приветит Кастро, жертвуя оппозицией в Венесуэле, которую власти подавляют при повсеместной поддержки кубинских агентов, - сказал Эдвард Лютвак.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр