Спецпрокурор Мюллер представил доклад по итогам расследования «русского кейса» главе минюста США.
В обнародованном резюме доклада содержится вывод, что предвыборный штаб Трампа не сотрудничал с Россией с целью повлиять в его пользу на результаты президентских выборов 2016 года.
Вместе с тем в докладе Мюллера указано, что расследование не снимает обвинений с самого Трампа. Также доказан факт российского вмешательства в избирательную компанию в США.
Трамп уже поспешил поприветствовать доклад спецпрокурора: «Не было сговора, не было воспрепятствования (правосудию), полное и абсолютное оправдание, сохраним Америку великой», – поспешил написать Трамп в «Твиттере».
«Это позор, что нашей стране пришлось через это пройти, – сказал Трамп, беседуя с журналистами перед тем, как взойти на борт президентского самолета, чтобы вернуться из Флориды в Вашингтон. – Это было незаконное дело, которое провалилось. И надеюсь, что кто-то обратит внимание и на другую сторону».
Согласно резюме доклада по итогам расследования, обнародованного в воскресенье главой минюста США Уильямом Барром, следствие, которым руководил спецпрокурор Роберт Мюллер, не нашло свидетельств того, что Трамп, его предвыборный штаб или помощники вступали в сговор или координировали свои действия с Россией с целью вмешательства в ход президентских выборов 2016 года.
Вместе с тем Барр заявил, что доклад также не снимает вины с Трампа.
Хотя доклад не содержит вывода о том, что президент США совершил преступление, он (доклад) также не снимает с него обвинений, пишет Мюллер, согласно документу, представленному Барром.
Резюме доклада по итогам «российского расследования» Барр передал конгрессу ранее в воскресенье, сообщает «Голос Америки».
Как явствует из этого документа, доклад состоит из двух частей. Первая касается непосредственно вмешательства Кремля в выборы президента США. Речь идет о попытках повлиять на исход предвыборной гонки путем создание фальшивых аккаунтов в социальных сетях и так называемой «армии троллей», а также о взломе серверов Демократической партии и последовавшего распространения через сайт «Викиликс» электронных писем, содержавших негативную информацию о кандидате от демократов Хиллари Клинтон.
Вторая часть доклада Мюллера касается возможного препятствования правосудию со стороны президента США.
Барр заявил, что после подробного изучения всех фактов из расследования Мюллера он и его заместитель Род Розенстайн пришли к выводу, что оснований для выдвижения обвинений против президента США нет.
В письме, которое отправил Барр, также сообщаются некоторые обстоятельства расследования. В частности, говорится, что им занимались 19 следователей, а также были задействованы 40 агентов ФБР и другие представители разведсообщества. Всего было направлено 2800 повесток и опрошено 500 свидетелей.
На протяжении 22 месяцев Мюллер расследовал вопрос о том, имел ли место сговор между предвыборным штабом Трампа и Россией и имело ли место воспрепятствование правосудию со стороны президента с целью остановить расследование.
Как сообщалось ранее, Барр и его советники изучили конфиденциальный доклад спецпрокурора Роберта Мюллера, оценивая, в каком объеме он будет передан конгрессу и обнародован.
Пресс-секретарь президента Хоган Гидли заявил в воскресенье, что Белый дом пока не получил текста доклада и не был проинформирован о его содержании.
Как отмечает «Голоса Америки», ключевые законодатели, включая не только демократов, но и некоторых республиканских союзников Трампа, призывают опубликовать доклад в полном объеме, но пока неясно, пойдет ли на это Барр.
Сам Трамп на днях заявил, что он не возражает против такой публикации, но оставил это на усмотрение Барра, которого он назначил главой правоохранительной системы страны.
Решение генерального прокурора о том, какая часть доклада будет в конечном итоге обнародована, почти наверняка вызовет борьбу с демократами в конгрессе, которые хотят получить полный доступ к выводам Мюллера, стремившегося разобраться в том, координировал ли предвыборный штаб Трампа свои усилия с Россией в попытке повлиять на исход выборов, и пытался ли президент позднее воспрепятствовать правосудию.
Барр и его заместитель Род Розенстайн, который назначил Мюллера и курировал значительную часть его работы, анализировали доклад, с тем чтобы представить его основные выводы в кратком письме. Мюллер передал свой доклад Барру в пятницу.
«Русское расследование» довлело над Трампом почти 2 года. В поле зрения следователей попали члены семьи и близкие советники президента США.
Вне зависимости от выводов, к которым пришел Мюллер, расследование уже высветило атаку России на американскую политическую систему, представило людей из штаба Трампа, как желающих воспользоваться публикацией похищенной переписки демократов, чтобы нанести урон демократу Хиллари Клинтон, и выявило ложь помощников Трампа, направленную на сокрытие их контактов с людьми, связанными с Россией.
Барр заявил, что хочет опубликовать столько сведений из доклада, сколько ему позволяет закон. Решение потребует от него найти баланс между соблюдением принятого много лет назад протокола министерства юстиции, в соответствии с которым негативная информация о людях, которым не предъявлены официальные обвинения, не публикуется, и экстраординарным интересом общественности к уголовному расследованию в отношении президента США и его штаба.
Демократы ссылаются на недавние случаи нарушений упомянутой нормы, в том числе относящиеся к расследованию по поводу электронной переписки Клинтон, утверждая, что они имеют право получить доступ к докладу Мюллера в полном объеме и свидетельствам, которые он собрал.
Несмотря на то, что детали доклада еще не известны, окончание расследования без вынесения новых обвинений стало хорошей новостью для некоторых людей из окружения Трампа, которые опасались, что заключительная серия обвинений может коснуться соратников Трампа или членов его семьи.
Предвестником возможных столкновений министерства юстиции и конгресса стало письмо спикера Нэнси Пелоси к членам Палаты представителей, в котором она заявила, что предложение Барра представить краткое изложение основных выводов доклада является «недостаточным».
В ходе конференц-связи с демократами Пелоси позднее сказала, что она отвергнет любой брифинг, посвященный докладу, если он будет носить конфиденциальный характер. По ее словам, информация должна быть представлена конгрессу в таком виде, чтобы законодатели могли обсуждать ее публично.
Если доклад Мюллера и лежащие в его основе свидетельства не будут переданы конгрессу, то демократы, которые контролируют Палату представителей, обещают затребовать их повесткой и высказывают намерение вызвать Мюллера для дачи показаний по поводу его выводов.
Некоторые законодатели призывали подвергнуть Трампа импичменту, но лидеры конгресса заявили, что какие бы то ни было процедуры, связанные с импичментом, нельзя проводить до ознакомления с выводами спецпрокурора.
Лидер республиканцев в Сенате Митч Макконнелл выразил надежду на то, что Барр «представит как можно больше информации» о результатах работы Мюллера.
Кандидаты в президенты от демократов также присоединились к призывам о публикации доклада.
Сенатор Элизабет Уоррен, частый критик президента США, потребовала, чтобы Барр раскрыл содержание доклада «американской общественности немедленно».
Сенатор Камала Харрис не только потребовала «полной транспарентности», но и заявила, что Барр «должен дать публичные показания под присягой по поводу выводов расследования».
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр