The Insider, Bellingcat и Der Spiegel удалось найти новые подтверждения того, что убийство Зелимхана Хангошвили в Берлине было организовано спецподразделением ФСБ «Вымпел».
Установлено как Центр специальных назначений ФСБ готовил киллера-рецидивиста Вадима Красикова для этого убийства, а также некоторые подробности перемещений Красикова по Европе, пишет The Insider
Как ФСБ готовила Красикова к убийству
В 2019 года Вадим Красиков вместо того, чтобы отбывать наказание за убийство предпринимателей в Москве и Костомукше, проводил время на тренировочных базах ЦСН ФСБ. Биллинги мобильного телефона, полученные Bellingcat, свидетельствуют о том, что в течение года он постоянно общался с «вымпеловцами» и посещал их тренировочные базы.
Одним из его постоянных контактов был Эдуард Бендерский, ветеран и глава благотворительного фонда «Вымпела». И хотя на госканалах он выступает именно как ветеран, судя по всему, он не такой уж и бывший сотрудник.
Формально он является частным предпринимателем, владельцем нескольких ЧОПов. Но он также является и председателем российско-иракского делового совета, причем именно его компании получили почему-то эксклюзивное право на охрану российских нефтяных объектов в Ираке.
Этот формат «частного предпринимателя» со своими ЧВК за рубежом хорошо известен по примеру Евгения Пригожина.
На своем сайте Бендерский с гордостью сообщает, что его основная компания «Вымпел-А» была «неоднократно отмечена благодарностями руководства ФСБ и МВД России, Государственной думы и других государственных органов».
Любопытное (и, возможно, случайное) совпадение: знаменитый российский хакер Максим Якубец, за поимку которого ФБР обещает $ 5 млн, приходится Бендерскому зятем. По данным властей США, Якубец работал не только ради собственного обогащения, но и в интересах ФСБ.
Когда Красиков начинает проводить активные действия по подготовке к убийству в Берлине, его звонки Бендерскому учащаются. Так, например, они созваниваются 3 июля, когда Красиков возвращается из Брянска, где делал паспорт на имя Соколова, а также 28 июля — по возвращению из Петербурга, где он получил документы о трудоустройстве в ЗАО «Руст» (для визы).
О тесных связях Бендерского с руководством ЦСН ФСБ известно давно. Вот выдержка из письма журналисту «Новой Газеты» Юрию Щекочихину от бойцов группы «Альфа» (также относящейся к ЦСН ФСБ):
«Теперь — об одном из спонсоров ЦСН ФСБ. Когда-то в центре служил скромный офицер Бендерский Эдуард. Уволился он в звании старшего лейтенанта. На гражданке создал ЧОП (частное охранное предприятие) «Вымпел-А» под «крышей» нашего центра. Курирует его лично наш генерал Тихонов <бессменный the="" insider="">.
Ездит Бендерский на джипе «Гелендваген», имеет и спецталон, и удостоверение прикрытия. Практически все банкеты, концерты, соревнования оплачивает его ЧОП.
Сам господин Бендерский регулярно приезжает в сауну попариться, несмотря на то, что эта сауна находится на территории особорежимного объекта ЦСН. Париться он предпочитает в обществе руководства центра. А теперь вспомните события на Дубровке. Сразу же после удачного штурма, который провели мы с бойцами «Вымпела», некоторые из руководителей ФСБ и МВД рассказывали по телевидению, как происходили подготовка к штурму и сам штурм.
Каково же было изумление многих из нас, когда в одном из сюжетов мы увидели господина Бендерского — гражданского человека, давно уволившегося из органов. Он, сидя перед мониторами, подробно рассказывал, как и откуда перемещались по захваченному зданию спецназовцы, называя номера отделов и групп. Само собой разумеется, что информацию и видеозаписи, сделанные нашими операторами, ему предоставило руководство центра».
Интересно, что это письмо было опубликовано уже после смерти Щекочихина. Он скончался в результате отравления неустановленным веществом (уголовное дело по статье убийство дважды открывали и безрезультатно закрывали). Бендерский в разговоре с The Insider заявил, что с Красиковым он не знаком и никаких комментариев давать не собирается.
Как видно по перемещениям Красикова (которые также видны по биллингу его телефона), он неоднократно посещал основные тренировочные базы ЦСН ФСБ — как минимум 8 раз в 2019 году базу ЦСН ФСБ в Балашихе (войсковая часть 35690). В последний раз он тренировался на территории этой части 8 августа — всего за несколько дней до того, как отправился в Европу для совершения убийства.
Другое ФСБшное здание, которое он посещает, находится по адресу Проспект Вернадского 12, корп. 4 (также известное как НИИ «Прибой»), где, судя по данным из открытых источников, находится Национальный антитеррористический центр и аналитический центр ФСБ. Там он появлялся 2 апреля и 2 июля, накануне поездки в Брянск за паспортом прикрытия.
9 апреля 2019 года в 7:45 утра Красиков приехал на тренировочную базу в Балашихе, откуда в 10 утра направился дальше на восток, в сторону небольшой деревушки Аверкиево. Там на тренировочной базе ФСБ он провел 4 дня — до 14 апреля.
Также Красиков неоднократно посещает офис возглавляемой Бендерским ассоциации «Вымпел-А» и постоянно созванивается с ее сотрудниками.
Что такое «Вымпел»
Спецподразделение «Вымпел» (или управление «В» Центра специального назначения ФСБ) было создано в 1981 году после начала войны в Афганистане и вдохновлено успешным штурмом дворца Амина в Кабуле. Официально «Вымпел» был создан для проведения операций за пределами страны в особый (угрожаемый) период. Приказы о проведении операций мог отдать только председатель КГБ СССР — и только письменно.
Учебно-тренировочную базу подразделение получило в Балашихе, в «старом городке», где готовились кадры ещё для гражданской войны в Испании.
Подготовка «вымпеловцев» включала общефизический тренинг, рукопашный бой, занятия по вождению любого вида автотранспорта, стрельбу из всех видов отечественного и иностранного оружия, обучение водолазному, альпинистскому, медицинскому и взрывному делу, воздушно-десантную и подводную подготовку. В среднем подготовка «вымпеловца» занимает 5 лет.
Кроме того, по заказу сотрудников «Вымпела» создавались специальные образцы вооружения и снаряжения. Примечательно, что по данным источников Spiegel, знакомых с деталями расследования убийства Хангошвили, Крассиков использовал модифицированный Глок 26 с замененным стволом без серийного номера, специально приспособленный для установки особого глушителя.
Задачами отряда были дезорганизация тыла противника, диверсии, нелегальная разведка, создание агентурных сетей, освобождение, захват и доставка лиц, обладающих ценной информацией (в том числе и на территории других государств), уничтожение людей, представляющих угрозу государству, осуществление государственных переворотов за рубежом.
После распада СССР «Вымпел» был переориентирован на задачи внутри страны. Вымпеловцы участвовали в операции в Будённовске и других известных операциях на Северном Кавказе. Официально «Вымпел» отрицает участие в операциях за рубежом.
Европейское турне Красикова
Красиков оставил свой мобильный дома, отправившись в Европу, для миссии у него был отдельный мобильник, который он активировал 15 августа, за два дня до вылета из Москвы. Новый номер телефона он зарегистрировал на свою новую фамилию «Соколов».
Bellingcat удалось получить биллинг и этого телефона, и, как оказалось, кто-то уже успел сфальсифицировать данные в нем: и указанное время соединений, и номера вышек постфактум были изменены. К счастью, конспираторы действовали лениво, поэтому нам удалось понять алгоритм, по которому менялась информация и установить почти все данные по времени и месту соединений.
В России Красиков практически не использовал этот телефон, сделав единственный звонок 15 августа в туристическое агентство, чтобы забронировать отели в Варшаве и Париже. 17 августа, судя по биллингу, он весь день провел дома и в 6 вечера выдвинулся в Шереметьево. В 19:13 рейсом Air France он вылетел в Париж.
Руссо туристо — Париж
Первые два дня в Париже метаданные с телефона отсутствуют, зато 19 августа «турист Соколов» выполнил всю обязательную программу, посетив Лувр, Эйфелеву башню, Елисейские поля, базилику Сакре-Кёр, Дом инвалидов, или церковь Мадлен. Судя по тому, что главные туристические достопримечательности он стал посещать лишь на третий день, первые два дня были явно посвящены не туризму, а чему именно — пока не ясно. 20 августа Красиков вылетел в Варшаву.
Варшавские шпили
Приземлившись в 3 часа дня в Варшаве, Красиков отправился напрямую в отель. Оттуда он направился в парк Лазенки, где осмотрел королевский дворец, затем вернулся в старый город и провел остаток вечера в ресторане Sexy Duck. На следующий день он сделал несколько звонков человеку, который, как удалось установить, является местным русскоговорящим гидом. Днем он отправился в Вилянувский дворец и вечером вернулся в отель.
22 августа и в последующие несколько дней телефон Красикова оставался в гостинице — он был включен (судя по периодической активности GPRS), но соединений по нему не было. Судя по всему, 22 числа Красиков уже отправился в Берлин. А поскольку данных о его перелетах в Берлин нет, он выехал туда либо на поезде, либо на машине. На следующий день в 11:58 он убил Зелимхана Хангошвили двумя выстрелами в голову.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр