Военное столкновение с Ираном было бы губительным для США

Интервью «Русской службы Голоса ИРИ» с заместителем директора Института США и Канады РАН Виктором Кременюком.

Вопрос: Ситуация вокруг ядерной программы Ирана еще не нашла окончательного разрешения. Но в ней произошли некоторые изменения. Если раньше США грозились войной, то сегодня делают некоторые предложения в адрес Ирана. Как Вы думаете, можно ли действительно говорить об изменениях позиции США?

Ответ: Я думаю, об уступках США пока еще рано говорить. Речь идет пока о подвижках в их позиции. Я думаю, что это, конечно, чисто тактический вопрос. Вопрос дипломатии. Но они свидетельствуют о том, что в Вашингтоне, видимо, более серьезно отнеслись к оценке собственных возможностей оказать влияние на Иран и к оценке возможности Ирана отстоять свои интересы. Поэтому президент США ни в коем случае не может допустить, чтобы итогом его столкновения с Ираном было унижение или поражение США. Поэтому он заинтересован в том, чтобы хотя бы сохранить видимость того, что США контролируют процесс, но при этом одновременно продемонстрировать и добрую волю в виде того, что Соединенные Штаты могут в каких-то серьезных вопросах пойти навстречу Ирану не потому, что они там этого очень хотят, а потому, что они хотят сохранить мир и избежать какого то военного столкновения. Потому что понятно, что военное столкновение в нынешних условиях с Ираном было бы губительным для Штатов, учитывая их положение в Ираке. Вот это и диктует такую линию США.

Вопрос: То есть в принципе можно говорить, что первоначально взятая на вооружение политика и позиция США по отношению Ирана не сработала?

Ответ: Да, конечно. Безусловно, это так. Я думаю, что, в общем то, в какой то степени в этом и Россия и ООН в лице МАГАТЭ может отчасти приписать себе то, что удалось избежать конфликта и вместе с тем удалось продвинуться дальше. Я бы сказал так, что это не просто заслуга Соединенных Штатов, их гибкости, а скорее это просто заслуга всех тех сторон, которые были вовлечены в этот кризис. И, естественно, это заслуга дипломатии самого Ирана.

Вопрос: Ранее было много разговоров о том, что до выборов в Конгресс Буш так или иначе должен будет решить для США вопрос иранской ядерной программы, чтобы как то поддержать республиканскую партия на выборах. Как Вы думаете, в нынешней ситуации насколько этот фактор сказывается на позиции США по отношению к Ирану?

Ответ: Знаете, Иран – это составная часть неудачных действий политики Буша. Потому что сейчас в Америке у большинства наблюдателей сложилось твердое убеждение, что Буш не сумел выработать хорошую, адекватную внешнюю политику. Вместо того, чтобы заниматься крупными долгосрочными темами, он ввязался в конфликты, в которых трудно достичь победы. В которых очень легко потерять людей, время, деньги, и почти ничего не выиграть. Вот с этой точки зрения Буш пытается сейчас выйти из этого положения и особенно в свете приближающихся выборов, с тем чтобы хотя бы его собственная партия его не обругала. Понимаете, ведь уже развод идет в рядах республиканской партии. Партии, которая когда-то стояла за Бушем стеной как его личная гвардия. А сейчас эта партия его критикует. Поэтому ему надо сделать все, чтобы поменьше было критики, да еще и партия вышла на выборы в Конгресс этой осенью.

Вопрос: То есть в США назревает политический кризис?

Ответ: Да, можно говорить о таком вяло текущем кризисе. Потому, что президент потерял поддержку большинства – это уже критическое развитие. И это после того, как он был столь популярен, его поддерживали большинство американцев, особенно после сентября 2001 года. Сейчас та поддержка почти полностью утрачена. Он не популярен и его собственная партия готова взбунтоваться. Демократы торжествуют и собираются этой осенью брать контроль над Конгрессом. Это все большие минусы и Буш должен либо их учитывать, либо с треском вылететь с политической арены. Конечно, он закончит свой срок, но о нем останутся воспоминания как о человеке, который не смог ничего сделать.

Русская служба Голоса Исламской Республики Иран

© Kavkazcenter.com 2020