Анна Политковская была убита в день рождения Владимира Путина (он родился 7 октября 1952 года). Это совпадение не преминули отметить многие российские комментаторы: настолько "вписывается" убийство журналистки в тлетворный политический климат. Владимир Путин, которому Жак Ширак недавно вручил орден Почетного легиона, став в 2000 году президентом России, надел намордник сначала на телевидение, потом на газеты. И сегодня это убийство выглядит как фермата в партитуре, написанной наверху.
"Это новый шаг к чеченизации России", - заявил вчера политолог Георгий Сатаров, бывший советник Бориса Ельцина, перешедший в оппозицию к его преемнику. "Методы, применявшиеся в Чечне, сегодня применяются в России", - поясняет аналитик, напоминающий, что Путин отвоевал Чечню кровью и террором. "Убийство Анны - это сигнал для тех, кто думает так же, как она", - предупреждает он, проводя связь между этим преступлением и волной ксенофобии, спровоцированной на прошлой неделе Путиным на почве его конфликта с Грузией.
Новый "фашизм" шагает по России, предостерегает Георгий Сатаров. Совпадение этого убийства с охотой на грузин, начатой на прошлой неделе российскими властями, лишь усиливает тревогу у тех, кто опасался очередного ужесточения режима сразу после июльского саммита "восьмерки" в Санкт-Петербурге. В последние дни Путин, который к исходу воскресенья никак не отреагировал на убийство самого знаменитого журналиста страны, был занят крупным конфликтом с маленькой соседней Грузией. Он обвинил своего грузинского коллегу Михаила Саакашвили в "государственном терроризме" и сравнил его с Лаврентием Берией - главным исполнителем во времена сталинского террора.
Неделю назад Россия прервала все железнодорожное, воздушное и даже почтовое сообщение с соседней Грузией и начала охоту на "грузинских нелегалов", проживавших в России. Путин поддержал эти ксенофобную облаву, призвав "защитить интересы коренного населения России" и "ужесточить визовый режим по отношению к иностранным гражданам, нарушающим наше российское законодательство". Три недели назад в центре Москвы был убит заместитель главы Центрального банка РФ Андрей Козлов, пытавшийся навести порядок в банковской системе страны.
Баталия. Нервозность российской власти явно связана с проблемой преемника Путина, который, согласно Конституции, не сможет баллотироваться на третий срок и должен будет покинуть Кремль. Похоже, в жестокой битве сцепились разные кланы, более или менее связанные со спецслужбами. Они окружают президента, возглавляют национальные компании (в частности, "Газпром" и "Роснефть", которые находятся под контролем главных советников Путина) и борются, чтобы стать его наследниками. Или убедить Путина остаться, чтобы сохранить существующий баланс сил. Крупный кризис вроде конфликта с Грузией или всплеска убийств по расистским мотивам мог бы дать повод объявить, что Путин - единственный, кто в состоянии навести порядок, и он должен остаться у власти.
"Подхалимы". Согласно другому тезису, имеющему хождение в Москве, политика "чем хуже, тем лучше", наоборот, направлена на то, чтобы дискредитировать Путина и спровоцировать наконец реакцию русского народа. Мол, видя, что богатства страны присваиваются кучкой кремлевских "подхалимов", что подрываются отношения с такими близкими для России странами, как Украина и Грузия, что прессе зажимают рот, а журналистов убивают, русский народ скоро проснется и свергнет новое иго. Однако при виде всего нескольких сотен манифестантов, вышедших на улицы Москвы, чтобы почтить память Анны Политковской, можно усомниться в том, что новая русская революция назрела. В массе своей москвичи, как всегда, были заняты собственными делами. Они ничего не знали об Анне Политковской и наслаждались своим благоденствием, потягивая пиво или поедая мороженое.
Лорен Милло