С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!
Сегодня некоторые северокавказские национал-патриоты пытаются утверждать, что полное следование религии Аллаха (Шариату) якобы неизбежно ведет к уничтожению традиций и национальной культуры. При этом эксплуатируется чрезвычайно трепетное отношение кавказских народов к своей этнокультурной самобытности, доходящее порой до откровенной фетишизации последней.
Обывателю пытаются ложно внушить, что Ислам является инструментом инокультурного воздействия, некоей разрушительной силой, призванной лишить народы права на уникальность.
Аллах Всевышний в Къуране говорит:
«О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами...». (аль-Худжурат, 13)
Ислам вовсе не является орудием слепой глобализации и унификации и, безусловно, сохраняет национально-культурное наследие наций и народов. Но, вместе с тем, мусульманину присуще восприятие действительности сквозь призму Ислама, который диктует те или иные параметры и критерии, формируя отношение к проблеме.
Вероубеждение (акъида) позволяет расставить всё и вся на свои места. Единобожие - наивысшая ценность! И если что-либо становится для мусульманина более значимым, чем Таухид, то это является патологией, следствием которой неминуемо становится отклонение от Истины.
Чтобы понять суть рассматриваемого вопроса, обратимся к истории.
Распространение Ислама на Северном Кавказе, будучи асинхронным процессом и проистекая с некоторыми характерными чертами в контексте различных этно-территорий, тем не менее, сопровождалось общей спецификой.
Весьма развитое у северокавказских народов обычное право (адат) длительное время достаточно эффективно применялось в качестве системы местного судопроизводства. Нормы горской этики и морали оказались, за некоторыми исключениями, идентичными канонам религии Аллаха.
Так, с одной стороны, практическое отсутствие противоречий между принципами Шариата и адатами способствовало внедрению Ислама в конфессиональную среду северокавказских народов. Но, с другой стороны, сферы жизни и быта продолжали традиционно регулироваться обычным правом.
Поэтому, даже после принятия Ислама местными народами обычное право (адат) существовало наряду Шариатом. Ислам выступал для народов Северного Кавказа не как альтернатива, а как дополнение, лишнее подтверждение правильности этнической этики и морали.
Адатам, сформировавшимся в доисламский период, пусть и негласно, во некоторых случаях отдавалось предпочтение перед Шариатом, а национальным традициям и обычаям перед нормами Ислама, что явилось определенным препятствием к подлинному и глубокому распространению мусульманского вероучения.
Общеизвестно, что Ислам признает этнические традиции народов, но при условии, что они не противоречат нормам Шариата. Но на Северном Кавказе зачастую было наоборот - признавались те аспекты Шариата, которые не противоречили, или были тождественны национальным традициям и обычаям.
Сегодня, когда на Северном Кавказе поднята новая волна культивирования традиций предков и национально-культурной идеализации, все более приобретая черты племенного солипсизма, именно «фольклорно-бытовой» Ислам, в котором ощущается оттенок приспособленчества к образу жизни конкретного этноса, стал представляться как «охранитель» местной культурной идентичности.
В интерпретации современных северокавказских национал-патриотов именно с «фольклорно-бытовым», а не с каноническим Исламом ассоциируется неразделимость этнического и конфессионального начал. Поэтому любые попытки привести местную синкретичную форму мусульманского вероучения в соответствие с исходными исламскими императивами представляются ими, как угроза национально-религиозной самобытности. (Что в этой интерпретации больше - политики или действительной заботы о народных традициях, тема отдельного разговора)
Итак, необходимо акцентировать, что Ислам аннулирует только те народные традиции, которые противоречат законам Аллаха и сунне Его Пророка (с.а.с.). Поэтому большая часть этнокультурного достояния северокавказских народов органично вписалось в рамках Ислама. Но как не может быть равным закон Создателя плодам нормотворческой самодеятельности творений, так не может быть равен Шариат адату.
Любой мусульманин обязан блюсти справедливость суждений на этот счет, не впадая в крайности и всевозможные заблуждения.
Как сказал о том Аллах Всевышний:
«Когда им говорят: «Следуйте за тем, что ниспослал Аллах!». - Они отвечают: «Нет, мы будем следовать тому, чему следовали наши отцы». Неужели они будут следовать за ними, даже если это шайтан зовёт их к заблуждению, ведя их на путь наказания адским огнём?» (Лукман, 21)
«Он сказал: «А если я принес вам то, что более верно, чем то, на чем вы нашли ваших отцов?» Они сказали: «Мы не веруем в то, с чем вы посланы». Мы отомстили им. Посмотрите же, каким был конец тех, кто считает истину ложью». (аз-Зухруф, 24-25)
«Когда им говорят: «Следуйте тому, что ниспослал Аллах», - они отвечают: «Нет, мы будем следовать тому, на чем застали наших отцов». А если их отцы ничего не разумели и не следовали прямым путем?» (аль-Бакара, 170)
«Когда им говорят: «Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику», - они отвечают: «Нам достаточно того, на чем мы застали наших отцов». Неужели они поступят так, даже если их отцы ничего не знали и не следовали прямым путем?» (аль-Маида, 104)
Очевидно, что результаты интеллектуальной деятельности человека, ни индивидуальной, ни корпоративной, не могут являться руководством в идеологии и жизнедеятельности, если своей стержневой основой они не имеют Божественных установлений и если не осуществляются в пределах, установленных религией.
Так шейх уль-Ислам ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «И даже многие из тех, кто относится к Исламу, судят с помощью своих обычаев, которые не были ниспосланы людям Аллахом. <...> При этом они считают, что судить следует именно на основании подобных вещей, забывая о Коране и сунне, но это ведь и является неверием! Поистине, многие люди приняли Ислам, но они продолжают судить с помощью действующих среди них обычаев, придерживаться которых велят им их предводители. Однако если им известно о недопустимости руководствоваться суждениями, основанными на чем-либо помимо ниспосланного Аллахом, но они не придерживаются этого требования, а считают для себя возможным судить вопреки этому, значит, такие люди являются неверными».
Хафиз ибн Касир сказал: «Тот, кто оставил совершенные законы шариата, ниспосланные Мухаммаду ибн АбдуЛлаху, да благословит его Аллах и приветствует, последнему из пророков, и прибег к суду других, отмененных законов, стал неверным. <...> Кто сделал это, тот совершил неверие, по единогласному мнению ученых мусульман (иджма')». (аль-Бидая уа-Ннихая 13/119)
Шейх Хамд ибн Атик сказал: «Одним из факторов, который делает из мусульманина вероотступника является принятие любого суждения, кроме как от Аллаха и Его пророка (с.а.с.). Это же (неверие) случилось, когда люди стали судить согласно законам и традициям их отцов. Они фактически ввели ряд законов, которым они уделяли первостепенное значение вместо закона Аллаха. Поэтому любой, кто подчиняется таким законам, является неверным». (Маджмаат Тавхид 1/361)
В заключении отметим, что Всевышний Аллах создал нас мужчинами и женщинами и сделал нас народами и племенами не для того, чтобы возвысить одних над другими, но стой целью чтобы мы «...узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом - наиболее богобоязненный». (аль-Худжурат, 13)
Ислам никак не умаляет достоинства традиционной культуры того или иного этноса, но лишь очищает её от языческих элементов, ведя народы из мрака джахилийи к свету Единобожия.
Более того, в условиях агрессивного наступления псевдокультуры глобального Куфра, предстает справедливым мнение Х. Тураби, который сказал:
«Сегодня, если вы хотите утвердить традиционные ценности, самобытность и независимость от инокультурных воздействий, национальной доктриной должен являться именно Ислам».
Дудова Стелла
кандидат исторических наук
Отдел писем
КЦ