1 - Определение:
В целом джихад охватывает все виды поклонения как явные, так и скрытые (душевные), такие как: любовь к Аллаху, искренность, упование на Него, покорность Ему всей своей жизнью и имуществом, терпение, довольство тем, что Он дал, а также поминание Аллаха[1].
Джихад может совершаться как рукой, так и сердцем. Джихад совершаться призывом, доводом, языком, советом, планированием, производством и имуществом[2].
Но в фикхе определение джихада это: битва мусульман против кяфиров на полях сражений, используя то, что обычно применяется для ведения битвы, как: меч, копьё, стрела, камень или палка[3].
2 - Достоинство джихада:
Шейх ибн Таймия, да одарит его Аллах своей милостью, считал джихад совершенством Имана и высшем пределом благодеяний. Джихад вбирает в себя всё самое лучшее из всех благородных поступков. Джихад это вершина любви к Аллаху и упования на Него, это вершина терпения и аскетизма, джихад это предел искренности[4].
Это лучшее из всех доброволных дел мусульманина, он лучше, чем добровольный хадж и умра[5], он даже лучше, чем мольбы на Арафате и выстаивание ночей в молитвах[6]. Охрана границ лучше, чем проживание в Мекке и лучше, чем соседство с тремя священными мечетями: Заповедная мечеть, мечеть Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и мечеть Аль-Акса[7].
И не смотря на то, что мусульманин обязан совершить хадж сразу, как только ему предоставиться возможность, ему разрешается откладывать паломничество для пользы джихада, даже если после этого у него не останется денег для хаджа. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отложил свой хадж на более позднее время, потому что был занят джихадом[8], более того человек обязан выходить на джихад, даже если опасается пропустить какие-то исламские обязанности, такие как намаз и прочее[9].
А если джихад стал индивидуальной обязанностью (фард айн)[10], то сын может отправляться на него без позволения родителей, а должник без разрешения заимодавца[11].
Посредством джихада, Аллах объединяет сердца мусульман и устанавливает между ними любовь. Джихад направляет всю силу мусульман на врагов Аллаха и их врагов. Когда же джихад оставляется, то происходит смута и разногласие, мусульмане делятся на партии, и причиняют друг другу страдания[12].
Беззаконие воинов, оставивших джихад, является величайшим прегрешением. Поэтому грех оставления джихада, намного хуже, чем грех пьяницы и прелюбодея, а наказание их у Аллаха будет суровее, ведь при оставлении джихада, бедствие охватывает всех людей[13].
3 - Цель джихада:
Цель Джихада заключается в том, чтобы все исповедывали только религию Аллаха, и чтобы Слово Аллаха было превыше всего[14]. Однажды Шейху-ль-Исляма, да окажет ему Аллах свою милость, спросили: «Что ты скажешь о людях, которые живут на границах и совершают набеги на армян и турков и захватывают их имущество?».
Шейх ответил: «Если они совершают набеги, чтобы Слово Аллаха было превыше всего, то они муджахиды на Его пути. Если они ставят целью захват имущества, чтобы потом потратить его на грехи, то они нечестивцы. Если же они нападают на мусульман, то они разбойники»[15].
4 - Виды джихада и их положения:
Джихад бывает двух видов: наступательный и оборонительный.
А) Наступательный джихад.
Этот вид джихада является общественной обязанностью[16] (фард кифая)[17], но может стать индивидуальной (фард айн) в следующих случаях: если имам призвал к мобилизации всех мусульман, если воины вступили в битву[18], если имам мобилизовал какого-то конкретного человека.
Если имам призвал на джихад, человека искусного в каком-то виде сражения: в стрельбе, в рукопашном бою, в сражении на копьях или в верховой езде, то этот человек обязан ответить на призыв, даже если у него затруднительные обстоятельства.
Имам может заставить богачей выйти на джихад или освободить их от сражения, если те выделяют необходимую сумму, освобождающую их от джихада, потому что интересы Религии не будут осуществлены в полной мере без денег[19]. Джихад является обязательным для воинов регулярной армии, которые получают постоянное жалованье из казны мусульман для того, чтобы они сражались[20].
Также джихад является обязательным для торговцев, если войска нуждаются в их торговле вещами, которые сама армия не может везти с собой, такие как: еда, одежда, оружие и тому подобное[21]. Сын не может отправиться на джихад без позволения отца, а должник без позволения заимодавца, но если джихад станет индивидуальной обязанностью (фард айн), то они могут ехать без разрешения[22].
Если же воины вступили в битву, то джихад становиться обязательным для них, потому что вступление в битву, является событием обязующим к джихаду. Если мусульмане выстроились в ряды напротив врага или осадили вражескую крепость, то им не позволяется отступать до победы над противником. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
« ما ينبغي لنبي إذا لبس لأمته أن ينزغها حتى يحكم الله بينه و بين عدوه »
«Если пророк облачился в доспехи, то неподобает ему снимать их до тех пор, пока Аллах не рассудит между ним и его врагами»[23].
Б) Оборонительный джихад. Если враг собрался атаковать мусульман, то его отражение станоситься обязательным для мусульман, на которых собираются совершить агрессию. Джихад становиться обязательным и для других мусульман, ради оказания помощи тем, кого атаковали, потому что мусульманские страны как одно государство[24]. Отправляться на такой джихад можно без разрешения родителей и заимодавца[25].
5 - Советники в вопросах джихада:
Шейх ибн Тамийя, да окажет ему Аллах свою милость, считал, что в делах джихада принемаются в расчет мнения только тех ученых, у которых есть опыт в мирских делах, то есть в политике. В вопросах джихада не учитываются мнения обычных людей, которые разбираются только в мирских делах, потому что религиозные законы они знают только поверхностно, а также не учитываются мнения ученых, не имеющих опыта в мирских делах[26].
6 - Против кого можно делать джихад:
Шейх ибн Таймийя, да окажет ему Аллах свою милость, считал, что самый действенным обязательным джихадом является сражение с двумя видами врага: с кяфирами и с теми, кто отказался выполнять некоторые явные постулаты Ислама, о которых невозможно не знать. Это относится как к оборонительному, так и наступательному[27] джихаду.
А) Сражение с кяфирами. С кяфирами джихад ведётся, потому что они считаются, воюющей стороной, кроме зиммиев[28], и в каждом кяфире живёт вражда и противостояние Исламу[29]. Кяфир - это каждый, кто узнал о призыве пророка, мир ему и благословение Аллаха, но не принял Ислам[30], например: огнепоклонники или секты, отступившие от Ислама[31].
Все они кяфиры, вышедшие из исламского Шариата, против них надо сражаться если они организовались в противоборствующую группу, даже если они произносят свидетельство Ислама (шахаду)[32].
К этому же разряду относятся все те, кто воюет с нами, если мы хотим, открыто исповедовать религию Всевышнего Аллаха[33], они считаются кяфирами. Среди них есть те, которым можно дать покровительство и принять от них дань (джизья), а есть и такие, с которых нельзя брать дань.
Б) Сражение с теми, кто отказывается выполнять какие-либо общеизвестные столпы Ислама.
К этой категории относятся, например те, кто оставляет намаз, невыплачивает закят, обращается к суду тагута или же открыто проповедует нововведения противоречащие Исламу, как в убеждениях, так и в делах поклонения[34]. К этому же виду относятся и те, кто переметнулся из войска мусульман в войско кяфиров и стал сотрудничать с ними[35].
Со всеми этими людьми обязательно надо воевать, даже если они произносят свидетельство Ислама (шахаду), при условии, что они создали группу способную обороняться и воевать[36]. Но против тех, кто не создавал никаких сепаратных формирований, нельзя сражаться, их необходимо просто обязать к выполнению всех законов Ислама[37].
Некоторые представители данного вида являются невеждами, как бедуины или кочевники, которые не соблюдают свои исламские обязанности. С этими людьми также ведется джихад, даже если они не чем не вредят жителям селений[38].
Г) Сражение с теми, кто вышел из повиновения имаму, опираясь на собственное научное-религиозное истолкование.
Если люди собрались и вышли из повиновения имаму, основываясь на своё ошибочное толкование шариатских законов, и при этом они были организованы и сильны, то имаму не разрешается начинать сражение с ними первым[39]. Если же они первыми начали воевать, то имам не обязан сражаться с ними. В такой ситуации, имам имеет право поступить в отношении них, по своему усмотрению, с учётом интересов всех мусульман.
Потому что ни в Коране, ни в Сунне нет повеления сражаться с ними[40]. Поэтому, если есть возможность примирить их с помощью доводов и доказательств и вернуть их к повиновению имаму, то это обязательно нужно сделать[41].
Если же две стороны договорились, и после примерения какой-то человек из одной группы убьёт человека из другой группы, то казнят только убийцу[42].
Д) Сражение с теми, кто вышел из повиновения имаму, без каких-либо религиозных истолкований.
Те, кто нападает на мусульман, без каких-либо собственных научных толкований, все они являются грешниками, а грех у Всевышнего Аллаха стирается благодеяниями[43].
Если одна группа мусульман напала на другую, и они сошлись в битве, а затем какой-то человек или группа потерпели поражение из-за того, что они убоялись Аллаха и решили покаяться, то Аллах принимает их покаяние. Если же они потерпели поражение из-за страха или неспособности победить, то их преступление и выход из повиновения имаму не будут прощены Аллахом[44]. В такой ситуации, благодетельные и влиятельные люди должны постараться примирить воюющих.
Если одна из противоборствующих групп приняла решение Всевышнего Аллаха, а вторая сказала: «Нет, мы сами возьмем то, что нам причитается!», то этим самым они делают великий грех и навлекают на себя наказание[45]. Если же обе группы отказались идти на мировую, то имам может убить тех, чья смерть усмирит эту смуту, даже если их будет сотня[46].
Е) Сражение между двумя группами мусульман, опирающимися на собственное научное-религиозное истолкование.
Если две группы мусульман вступили в противоречие, при этом обе группы организованы, имеют силу и действуют на основе своих толкований в сложившейся обстановке, то запрещается кого-то из них обвинять в неверии или проклинать[47].
Если между этими двумя группами вспыхнула война, то мусульмане должны избегать участия на любой стороне. Если человека заставили сражаться, то ему нельзя этого делать, он должен испортить своё оружие и терпеть, пока не будет несправедливо убит[48].
Мусульмане должны, всеми способами стараться примирить воюющих, при помощи доводов и убеждения[49]. Если одна из двух групп сложит оружие, то и вторая должна сложить, а если она не прекратит воевать, то мусульмане должны сражаться против этой неугомонной группы, пока она не согласится на мир, как об этом сказал Аллах, Велик Он и Славен:
﴿ وَإِنْ طَائِفَتَانِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ اقْتَتَلُوا فَأَصْلِحُوا بَيْنَهُمَا فَإِنْ بَغَتْ إِحْدَاهُمَا عَلَى الأخْرَى فَقَاتِلُوا الَّتِي تَبْغِي حَتَّى تَفِيءَ إِلَى أَمْرِ اللَّهِ فَإِنْ فَاءَتْ فَأَصْلِحُوا بَيْنَهُمَا بِالْعَدْلِ وَأَقْسِطُوا إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُقْسِطِينَ ﴾ (الحخرات: 9)
«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных». (Аль-Худжурат: 9)
7- Подготовка к войне:
Шейх-уль-Ислям ибн Таймийя, да окажет ему Аллах свою милость, считал подготовку к джихаду, накопление сил и конницы обязанностью мусульман, если они не имеют во всем этом достатка или у них нет достаточной для джихада силы. Любое дело, без которого невозможно выполнить какое-либо обязательное (фард) предписание Ислама, становится обязательным (фард)[50].
А) Подготовка контингента:
v Духовная подготовка: Этот вид подготовки включает в себя богобоязненность и отстранение от грехов, потому что Аллах обещал помощь и победу тем, кто помогает Ему (т.е. Его Религии)[51]. Самый лучший воин это религиозный и храбрый, затем религиозный, но не храбрый, затем храбрый и не религиозный, а самую низшую ступень занимает не храбрый и не религиозный воин[52].
v Очищение армии от сомнительных элементов: Правители мусульман обязаны проводить смотр армии, и не допускать присутствия в ней неблагонадежных элементов, и не оставлять на ответственных позициях в армии и на границе, тех, кто может быть принести вред мусульманам[53].
v Физическая пригодность: Это достигается путем спортивных упражнений и тренировок, например, игра с мячом, потому что она содержит в себе такие полезные элементы, как верховая езда[54] и бег[55].
v Повышение боевых способностей: Шейх ибн Таймийя, да окажет ему Аллах свою милость, сказал: «Изучение боевых наук относится к праведным делам, для тех, таким способом стремиться к Лику Всевышнего Аллаха.
Тот, кто обучает другого, боевому искусству, разделит с ним награду за джихад, за всё время пока его ученик ведёт джихад, и при этом ни у кого из них не уменьшится его личная награда, также, как и у того, кто учит людей читать Коран и обучает его наукам.
Обучающийся должен иметь чистое намерение во время учёбы и стремиться к Лику Аллаха. Учитель должен терпеливо и качественно доводить до своего подопечного знания джихада и проявлять усердие в образовательном процесс[56].
Военные специалисты, обучающие боевым наукам, имеют право брать за это деньги со своих учеников, и это считается одним из самых лучших видов зароботка[57]. И если кто-то обучился наукам джихада, то ему запрещено забывать их, потому что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
مَنْ تَعَلَّمَ الرَّمْيَ ثُمَّ نَسِيَهُ فَلَيْسَ مِنَّا» (رواه مسلم)»
«Кто научился стрелять, а потом забыл это дело, тот не из нас» (Передал Муслим)[58]
Поэтому правители и простые мусульмане должны стимулировать у населения желание заниматься стрельбой, организовывая соревнования с призами для победителей[59].
v Запрет на уволнение со службы опытного бойца : Ибн Таймийя, да окажет ему Аллах свою милость, считал не позволительным для опытного бойца оставление службы в армии, до тех пор, пока он полезен мусульманам, кроме случаев, когда его отставка будет служить более важным интересам мусульман[60].
v Мусульмане не должны опираться на регулярную армию: Шейх ибн Таймийя, да окажет ему Аллах свою милость, считал, что регулярная армия, которая получает жалованье из казны за то, что они обеспечивают безопасность людей, а мусульмане, при этом, удовлетворяются таким положением вещей и оставляют самостоятельную оборону, в таком случае, эта армия причиняет мусульманам очень большой вред в этом мире и в Мире Грядущем. Потому что из-за этого мусульмане бросают свою обязанность сражаться за Ислам.[61]
v Заместительство на джихаде: Тому, для кого джихад стал индивидуальной обязанностью (фард айн) не разрешается отправлять на джихад кого-то заместо себя, ни за плату, ни без неё. Тому же, для кого джихад является делом добровольным, разрешается отправить на джихад кого-то вместо себя, без разницы, платит ли он деньги своему заместителю или нет[62].
v Экипировка воина должна показывать врагам силу: Воин желательно должен иметь (или занять у кого-то на время джихада) лучшее оружие, чтобы вражеские солдаты видели его силу[63].
Б) Подготовка финансирования:
v Обеспечение муджахидов: В основе, муджахид сам должен обеспечивать себя на джихаде, если же он не в состоянии обеспечивать себя самостоятельно, то другие обязаны его обеспечить[64]. Расходование на пути джихада в Шариате бывает двух видов: либо коллективная обязанность (фард кифая), либо это просто добровольное пожертвование, но оно может стать индивудуальной обязанностью если, ни кто не занимается обеспечением нудж джихада[65].
Государство также должно принимать участие в финансировании джихадовских операций, из денег казны или имущества вакфов оставленного людьми на цели джихада[66].
Также обеспечение джихада производится из денег закята и добровольных пожертвований. Потому что у людей, помимо закята, есть и другие обязанности в том, что касается имущества, и они должны жертвовать свои деньги в тяжёлых ситуациях, таких как джихад. Шейх-уль-Ислам, да окажет ему Аллах свою милость, сказал: «Кто оказал муджахиду финансовую помощь в военном походе, тот является таким же муджахидом, как и он. Аллах наградит каждого из них[67].
Если в руках человека оказалось запретное имущество, или потерянные деньги, или залог, который он, по каким-то причинам не может вернуть владельцу, то пусть расходует это на джихад на пути Аллаха[68]. Кто не в состоянии лично учавствовать в джихаде, но у него есть деньги, тот обязан делать джихад этими деньгами. Также женщины и дети должны принимать участие в финансировании джихадовских операций, если у них есть лишние деньги[69]».
v В обычных обстоятельствах, расходы на обеспечение семьи, родителей и выплата долгов считаются более важными, чем расходование на джихад[70]. Но если джихад стал индивидуальной обязанностью мусульман (фар айн), то если мусульмане оставят его финансирование, то они сами от этого и пострадают.
В таких случаях расходование на джихад становится важнее, чем кормление голодающих бедняков, даже если это приведет к их смерти от голода[71], потому что если джихад прекратится, то вред от этого охватит всех мусульман и их страны.
v Выдача оружия на временное пользование: Нельзя давать оружие в долг тому, кто хочет сражаться им для того, чтобы получить трофеи, а потом расходовать полученные средства на запрещеные Шариатом цели, или тому, кто не использует это оружие, выполняя свои обязанности на джихаде[72].
v Обеспечение семей муджахидов во время их отсутствия и семей шахидов: Если муджахиды отправились на сражение, то те, кто остался, и не вышел на джихад должен замещать муджахидов в присмотре за их семьями и имуществом[73].
Если какой-то муджахид умер или был убит, то необходимо обеспечить его жену и малолетних детей из казны. Жену и дочь муджахида следует обеспечивать, пока та не выйдет замуж.
Сын обеспечивается, пока не достигнет зрелости, после чего он вступает в армию, если является пригодным для службы. Если он не пригоден для службы, но является нуждающимся, то может получить помощь из пожертвований (закят), остатков фай[74], или по особому усмотрению правителя. Если же он не относится к группе нуждающихся, то не чего не получает[75].
v Помощь муджахидам из денег закята: Муджахид имеет право получить деньги из закята, даже если он богат, но не имеет права брать что-то из закята-фитр[76], если только он не бедняк.
Б) Подготовка вооружения:
v Приобретение оружия: Подготовка необходимого для войны вооружения, для устрашения и назло кяфирам, является обязательным, даже если это оружие обычно считается кяфирским.
Например, сподвижники стреляли из длинных арабских луков похожих на дуги для вычёсывания хлопка, однако впоследствии они оставили их и перешли на использование персидских луков, из-за их дальнобойности[77]. Разрешается украшать вооружение серебром, с намерением показать возвышенность Ислама и унизить врага.
v Покупка вооружения: Если люди имеют нужду в оружии для ведения джихада, то торговцы оружием обязаны продавать его по обычным (не завышеным) ценам и не имеют права удерживать оружие и не продавать его[78].
v Сохранность вооружения: Запрещено портить любую вещь, относящуюся к военному снаряжению, пока его можно использавать на джихаде. Поэтому шейх-уль-Ислам, да окажет ему Аллах свою милость, считал нежелательным забой коня, которого можно использовать на джихаде[79].
8 - Законы Джихада:
А) Ультиматум:
Ультиматум кяфирам объявляется до начала сражения, после чего дается срок достаточный для того, чтобы подумать и дать положительный ответ. Содержание ультиматума отличается в зависимости от того, кому он объявлен. Если призыв обращен к кяфирам, которые ещё не слышали об Исламе, то от них требуется принятие Ислама.
Если ультиматум объявляется вероотступникам или тем, кто оставил какие-то положения Ислама, но они говорят «Ля иляха илля-Ллах, Мухаммада-ррасулю-Ллах», то от них требуется возвращение в Ислам и выполнение всех исламских обязанностей. После чего необходимо убедиться в выполнении всего того, что от них требуется, и нельзя удовлетворяться одними словами[80].
Б) Терроризирование (устрашение) врага:
В обязанности мусульман входит моральное подавление боевого духа врага, любыми эффективными способами, даже если в обычных обстоятельствах такие действия являются не желательными, даже такие как: одевание шёлка для возвышения над врагом[81] или высокомерная походка для запугивания неверных[82].
В) Ограждение муджахидов от вреда:
Муджахиды должны сделать все возможные меры предосторожности, которые сделают их более боеспособными и менее уязвимыми, даже если в основе они считаются запретными. Разрешается прервать пост во время Рамадана, это даже является обязательным, если пост ослабляет военные возможности[83].
Разрешается одевать шёлк, если нет другой ткани так же хорошо предохраняющей и защищающей от ударов оружия[84].
Г) Кого нельзя убивать на войне:
Если началась битва, то ни одному мусульманину не разрешается намеренно убивать беззащитных неспособных к войне людей, таких как: женщины, дети, старики, слепцы и тяжело больные, кроме тех из них, кто принимал участие в войне словом или делом[85].
Нельзя убивать монахов отшельников, которые вообще не помогают своим единоверцам чем-то, что может повредить мусульманам, и не учавствуют в их общественной жизни, но живут в уединении и довольствуются тем, что у них есть[86].
Ни кого из вышеперечисленных лиц не разрешается убивать, кроме тех случаев, когда мусульманам необходимо воевать тотально и они не могут разбирать между тем, кого можно убивать, а кого нельзя.
В таком случае мусульманам можно убивать этих людей, например, разрешается обстреливать город катапультой или совершать ночной набег, даже если это приведет к гибели женщин и детей[87].
Также если враг прикрывается теми, кого запрещено убивать или мусульманами, что бы защитится от муджахидов, и при этом есть опасность для мусульманского лагеря, то муджахидам разрешается убивать тех, кого кяфиры держат в заложниках, чтобы добраться до них самих[88].
Д) Использование оружия массового поражения:
При необходимости мусульманам разрешается применять оружие, при использовании которого могут быть убиты те, кого запрещено убивать, как катапульты и прочее.
Е) Операции самопожертвования:
Если муджахид провёл операцию по приказу амира, и это привело к смерти муджахида, то за это он получит от Аллаху награду. Если в этом есть польза для мусульман, то муджахиду разрешается в одиночку бросаться в гущу врагов, даже если он уверен, что, вероятнее всего его убьют. Именно о таких, и подобных им действиях было ниспослано слово Аллаха:
﴿ وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَشْرِي نَفْسَهُ ابْتِغَاءَ مَرْضَاةِ اللَّهِ وَاللَّهُ رَءُوفٌ بِالْعِبَادِ ﴾ (البقرة: 207 )
«Среди людей есть и такой, который продает свою душу, надеясь снискать довольство Аллаха. Аллах снисходителен к рабам». (Аль-Бакара: 207)[89]
Ж) Добивание раненых, уродование убитых врагов и разрушение строений:
Нет греха в добивание раненых врагов, которые смогут сражаться после выздоровления[90].
Не разрешается уродовать трупы врагов, но допускается уродование трупов в отместку кяфирам, например, если они уродовали погибших мусульман, тогда и мусульманам позволено также поступать с их трупами. Но даже в этом случае лучше стерпеть и не уродовать трупы их солдат[91].
Мусульманам также разрешается разрушать строения и вырубать деревья для достижения победы.
З) Мольба:
Молитва во время битвы, имеет больше всего шансов, быть принятой у Аллаха.
9 - Поручение муджахидам каких-то заданий, несвязанных с джихадом:
Имам имеет право поручить некоторым воинам, которые уже занесены в списки армии, сопровождение и охрану паломников, а также он может обязать тех, кто не вышел на джихад, чтобы они обеспечивали этих муджахидов всем необходимым. Тогда эти воины получат награду за хадж и за джихад, потому что он защищали паломников[92].
Из книги «Мавсу`ату фикхы бни Таймийя»,
(Энциклопедия фикха ибн Таймийи)
Том первый, раздел джихада
Составил: доктор Мухаммад Ар-Раввас Аль-Кальаджи.
Перевёл: Кахтани
По тексту сайта Хунафа
***
[1] «Маджму`у-ль-фатава» (28/353)
[2] «Аль-ихтиярат» Аль-Баали (532)
[3] «Маджму`у-ль-фатава» (28/316)
[4] «Маджму`у-ль-фатава» (15/401 и 28/441)
[5] «Маджму`у-ль-фатава» (28/11 и 352) и «Аль-ихтиярат» Аль-Баали (117)
[6] «Маджму`у-ль-фатава» (21/294)
[7] «Маджму`у-ль-фатава» (28/5) и «Аль-ихтиярат» Аль-Баали (535)
[8] «Аль-ихтиярат» Аль-Баали (534)
[9] «Аль-ихтиярат» Аль-Баали (533)
[10] Фард айн - индивидуальная обязанность, это личная обязанность человека, которую он должен выполнять, вне зависимости от того, выполняют ли его другие люди или нет.
[11] «Аль-ихтиярат» Аль-Баали (322 и 548)
[12] «Маджму`у-ль-фатава» (44/15)
[13] «Маджму`у-ль-фатава» (28/185)
[14] «Маджму`у-ль-фатава» (28/354)
[15] «Маджму`у-ль-фатава» (35/89)
[16] Фард кифая (досл. Обязанность достаточного количества) - это общественная или коллективная обязанность, эта обязанность лежит на всём обществе в целом, а не на его индивидумах. Если эту обязанность выполняет какая-то часть общества и этого достаточно для реализации этого дела, то с остальных людей спадает обязанность, и они не несут греха. Если ни кто не выполняет эту этот вид обязанности, то грех несут все члены общества. Если фард кифая выполняет только часть общества, и при этом их количества не достаточно для реализации этой обязанности в полной мере, то они получают награду, а на остальных лежит грех.
[17] «Маджму`у-ль-фатава» (28/358)
[18] «Аль-ихтиярат» Аль-Баали (534)
[19] «Маджму`у-ль-фатава» (28/87 и 29/190) и «Аль-ихтиярат» Аль-Баали (532)
[20] «Маджму`у-ль-фатава» (28/184)
[21] «Маджму`у-ль-фатава» (29/195)
[22] «Аль-ихтиярат» Аль-Баали (322 и 548)
[23] «Маджму`у-ль-фатава» (28/187)
[24] «Маджму`у-ль-фатава» (28/358) и «Аль-ихтиярат» Аль-Баали (535 и 534)
[25] «Аль-ихтиярат» Аль-Баали (534)
[26] «Маджму`у-ль-фатава» (13/535)
[27] «Маджму`у-ль-фатава» (28/358)
[28] Зиммии - кяфиры проживающие на исламской земле, и выплачивающие дань.
[29] «Маджму`у-ль-фатава» (31/380)
[30] «Маджму`у-ль-фатава» (28/349)
[31] Смотри «Ат-тафсылю фи Маджму`и-ль-фатава» (28/355 и 553) и «Аль-ихтиярат» Аль-Баали (512)
[32] «Маджму`у-ль-фатава» (28/357,374,635 и 35/354)
[33] «Маджму`у-ль-фатава» (28/354)
[34] «Маджму`у-ль-фатава» (20/100 и 22/51 и 28/ 207, 349, 354, 414, 475, 502),
«Мухтасару-ль-фатава-ль-мисрия» (506 и 510) и «Аль-ихтиярат» Аль-Баали (512)
[35] «Маджму`у-ль-фатава» (28/530)
[36] «Маджму`у-ль-фатава» (20/100 и 28/349, 354, 414, 475)
[37] «Маджму`у-ль-фатава» (20/100 и 28/307)
[38] «Маджму`у-ль-фатава» (28/506) и «Мухтасару-ль-фатава-ль-мисрия» (468)
[39] «Маджму`у-ль-фатава» (20/394 и 35/56, 80)
[40] «Маджму`у-ль-фатава» (4/451)
[41] «Маджму`у-ль-фатава» (35/86)
[42] «Маджму`у-ль-фатава» (35/88)
[43] «Маджму`у-ль-фатава» (35/75)
[44] «Мухтасару-ль-фатава-ль-мисрия» (472)
[45] «Маджму`у-ль-фатава» (35/88)
[46] «Аль-ихтиярат» Аль-Баали (521)
[47] «Маджму`у-ль-фатава» (35/ 57, 74)
[48] «Маджму`у-ль-фатава» (20/394 и 28/539)
[49] «Маджму`у-ль-фатава» (35/86)
[50] «Маджму`у-ль-фатава» (28/259)
[51] «Маджму`у-ль-фатава» (35/374)
[52] «Маджму`у-ль-фатава» (28/26)
[53] «Маджму`у-ль-фатава» (30/397 и 35/156) и «Мухтасару-ль-фатава-ль-мисрия» (476)
[54] Раньше в мяч играли как ногами, так и верхом на лошадях.
[55] «Мухтасару-ль-фатава-ль-мисрия» (521)
[56] «Маджму`у-ль-фатава» (28/13)
[57] «Маджму`у-ль-фатава» (28/22)
[58] «Маджму`у-ль-фатава» (28/187)
[59] «Маджму`у-ль-фатава» (28/22)
[60] «Маджму`у-ль-фатава» (28/26)
[61] «Маджму`у-ль-фатава» (28/185)
[62] «Мухтасару-ль-фатава-ль-мисрия» (386) и «Аль-ихтиярат» Аль-Баали (441)
[63] «Мухтасару-ль-фатава-ль-мисрия» (521)
[64] «Маджму`у-ль-фатава» (29/195)
[65] «Маджму`у-ль-фатава» (28/368) и «Мухтасару-ль-фатава-ль-мисрия» (277)
[66] «Мухтасару-ль-фатава-ль-мисрия» (400)
[67] «Мухтасару-ль-фатава-ль-мисрия» (272)
[68] «Маджму`у-ль-фатава» (28/421)
[69] «Маджму`у-ль-фатава» (28/87, 421) и «Аль-ихтиярат» Аль-Баали (530)
[70] «Маджму`у-ль-фатава» (20/51) и «Аль-ихтиярат» Аль-Баали (538)
[71] «Аль-ихтиярат» Аль-Баали (521)
[72] «Мухтасару-ль-фатава-ль-мисрия» (521)
[73] «Аль-ихтиярат» Аль-Баали (533)
[74] Имущество которое досталось муджахидам без боя.
[75] «Маджму`у-ль-фатава» (28/586)
[76] Закят раздаваемый в конце Рамадана, после поста.
[77] «Маджму`у-ль-фатава» (4/114 и 17/487 и 19/60)
[78] «Маджму`у-ль-фатава» (28/87)
[79] «Аль-ихтиярат» Аль-Баали (554)
[80] «Маджму`у-ль-фатава» (28/506, 557)
[81] «Маджму`у-ль-фатава» (28/27) и «Мухтасару-ль-фатава-ль-мисрия» (318)
[82] «Маджму`у-ль-фатава» (28/27)
[83] «Аль-ихтиярат» Аль-Баали (554)
[84] «Маджму`у-ль-фатава» (28/27) и «Мухтасару-ль-фатава-ль-мисрия» (318)
[85] «Маджму`у-ль-фатава» (16/80 и 28/354)
[86] «Маджму`у-ль-фатава» (28/660)
[87] «Маджму`у-ль-фатава» (20/52 и 24/296)
[88] «Маджму`у-ль-фатава» (20/52 и 28/537)
[89] «Маджму`у-ль-фатава» (25/279 и 28/540)
[90] «Аль-ихтиярат» Аль-Баали (512)
[91] «Маджму`у-ль-фатава» (8/335 и 28/314)
[92] «Аль-ихтиярат» Аль-Баали (536)