Студент исламского университета в Медине, в Саудовской Аравии, 23-летний Ринат Хабидолла обратился к радио Азаттык с жалобой, что казахстанские спецслужбы препятствуют его выезду за рубеж. Об этом сообщает Радио Азаттык.
Пока этот материал готовился к печати, пришло известие, что Ринат Хабидолла пропал без вести. Радио рассказывает о его случае с самого начала, когда репортер радио Азаттык лично беседовал с Ринатом Хабидоллой.
Неприятности у Рината начались, по его словам, в марте 2010 года, когда он должен был выехать в Саудовскую Аравию, где он два года учится в Мединском исламском университете.
- 6 марта в аэропорту Алматы, когда началась посадка на самолет, меня неожиданно сняли с рейса. Я ничего не понял и стал спрашивать пограничников о причине моей задержки. Те отворачивались и уходили от ответа. Когда я начал настаивать, пограничники проводили к старшему по званию офицеру. Тот с ходу, даже не выслушав меня, сказал: Парень, мы тебе ничем помочь не сможем, мы лишь выполняем приказ. Лучше возвращайся к себе в Атырау и сходи в департамент национальной безопасности.
В тот же день студент купил билет назад в Атырау и, приехав домой, пошел с родственниками в местный департамент КНБ, где попросил у них объяснения.
- Сотрудник отдела ДКНБ по Атырауской области сказал нам, что они не имеют отношения к инциденту со снятием с рейса. Мол, в Алматы другие люди, не их сотрудники. Это странно, ведь известно, что пограничники подчиняются КНБ. Мы сказали начальнику отдела ДКНБ, что собираемся купить новый билет на 12 марта и чтобы их сотрудники не препятствовали выезду за рубеж. В ответ он сказал, что я вправе ездить куда угодно и у них ничего на меня нет, - рассказывал Ринат Хабидолла.
Ринат купил авиабилет на рейс Атырау - Стамбул, чтобы далее из Турции вылететь в Саудовскую Аравию. Однако в атырауском аэропорту его ожидал сюрприз. В восемь часов утра 12 марта, когда началась посадка на самолет, Рината опять сняли с рейса.
- Пограничники забрали мой паспорт, затем проводили меня и мою мать в здание возле аэропорта. Мы с мамой прождали там минут двадцать, потом к нам подошёл пограничник и попросил освободить помещение. На наши вопросы, почему вы сняли меня с рейса и зачем пригласили в помещение, он не ответил. Отказался назвать свои фамилии и должности. После этого у меня не было сомнений, что это дело рук КНБ, - говорил Ринат Хабидолла.
Мать Рината несколько раз обращалась в департамент КНБ по Атырауской области, сотрудники спецслужбы устно говорили ей, что непричастны к этим фактам. Она писала заявления, надеясь получить вразумительный письменный ответ, однако ей не ответили.
В том, что он является невыездным в худших традициях советской эпохи Ринат окончательно убедился, когда сопровождал свою мать в поезде на лечение в российский город Астрахань.
По его словам, когда он ехал в поезде, на пограничном посту сотрудники ФСБ забрали его документы, затем отказали во въезде в Россию.
- Матери пришлось поехать дальше одной, а мне вернуться назад в Атырау. Аналогичная история происходит и с моими знакомыми: они не могут попасть к родственникам, которые живут в Астраханской области. Вся их вина в том, что они - Я не являюсь преступником, я простой студент, который хочет продолжить учёбу. На каком основании спецслужбы заключают меня в Казахстане, отказывая мне в выезде? - вопрошал в разговоре с нами Ринат Хабидолла.
Он подозревал, что существуют специальные черные списки, куда занесены верующие мусульмане, замеченные в инакомыслии, и студенты, получающие духовное образование в странах Ближнего Востока.
- Считаю, что всё это происходит со мною в первую очередь потому, что я мусульманин. С верующими они делают что хотят. Захотят - подкинут что-нибудь, захотят - обвинят в терроризме. Это стало обычным делом. Таких фактов и нарушений прав верующих в Атырау предостаточно, - говорил Ринат Хабидолла.
По его словам, спецслужбы специально тянули время, чтобы он не успел вовремя, в течение месяца, попасть в Саудовскую Аравию, чтобы его отчислили за неявку.
Ринату Хабидолле так и не удалось выехать, чтобы продолжить учебу в Саудовской Аравии. В конце мая он пропал, о чём корреспонденту нашего радио Азаттык сообщила его мать, Анна Куталиева.
- После того как моему сыну не позволили выехать за границу, мы пытались получить ответа в ДКНБ, жаловались на нарушение наших прав в прокуратуру, в акимат, однако все оказалось тщетным.
Анна Куталиева, мать студента Рината Хабидоллы. Атырау, 23 июня 2010 года. В акимате попросили его перевестись в казахстанский исламский университет «Нур Мубарак». Рината это не устраивало. Он хочет получить образование по исламской философии, а в Казахстане готовят лишь мулл-священников, - говорит Анна Куталиева.
В акимате попросили его перевестись в казахстанский исламский университет «Нур Мубарак». Рината это не устраивало. Он хочет получить образование по исламской философии, а в Казахстане готовят лишь мулл-священников.
После мытарств с учебой Ринат, по её словам, решил оставить духовное образование и уехал в соседний город Актобе, где устроился на работу и начал зарабатывать. Однако в телефонных разговорах он говорил матери, сообщает она, что за ним продолжают вести наблюдение спецслужбы.
- За три года, как он учился в Медине, его буквально издергали вызовами в ДКНБ. Звонили днём и ночью, могли вызывать и продержать без причины несколько часов. Вызывали родственников. Моя дочь, сестра Рината, из-за сотрудников ДКНБ лишилась работы, её вызывали прямо с работы, чтобы спросить насчет Рината. Понимаете, если тебя вызывают в КНБ, в отделе кадров считают, что у вас или у ваших родственников проблемы с законом, и стараются тебя уволить. Сейчас с ребенком она сидит без работы, - говорит мать Рината Хабидоллы.
В последний раз Ринат, говорит его мать, позвонил ей по телефону в конце мая, попрощался и сказал, что его жизни угрожает опасность.
- Голос был очень встревоженным, он попросил меня не волноваться. Ринат сказал: «Прощай, мама! Они не оставят меня в покое и попытаются подставить. Никому не верь. Если буду жив, то обязательно позвоню». С тех прошло несколько недель, от сына нет вестей. Звонили из ДКНБ и попросили, чтобы он сам явился к ним на разговор, иначе они его все равно найдут. Почему они запугивают его и преследуют как преступника? - плача говорит Анна Куталиева.
Мать Рината Хабидоллы не подавала заявление о пропаже своего сына в полицию - она ждёт, что её сын объявится сам.
Корреспондент радио Азаттык обратился в департамент комитета национальной безопасности по Атырауской области с просьбой прокомментировать ситуацию с воспрепятствованием выезду за рубеж Ринату Хабидолле. Начальник департамента КНБ полковник Мухит Джангозин на запрос ответил, что какого-либо указания пограничной службе о снятии гражданина Рината Хабидоллы с авиарейса, а также с поезда не было.
«Согласно Конституции Республики Казахстан, каждый гражданин РК имеет право свободного передвижения как по территории РК, так за её пределами. Кроме того, каждый гражданин имеет право получения образования по своему выбору как на территории РК, так и за границей», - говорится в письме Мухита Джангозина.
Далее, по словам Мухита Джангозина, департамент КНБ по Атырауской области не занимается преследованием граждан по религиозным убеждениям и признакам. Какого либо черного списка студентов - граждан РК, обучающихся за рубежом, не существует.
«Какого либо черного списка студентов - граждан РК, обучающихся за рубежом, не существует. В рамках международных соглашений между Казахстаном и Российской Федерацией, Комитетом совместно с ФСБ РФ проводятся совместные оперативно-разыскные мероприятия. В том числе выявление и пресечение деятельности террористических и экстремистских организаций. Вместе с тем мероприятия по отслеживанию перемещения студентов, намеревающихся посетить зарубежные страны, Комитетом Национальной Безопасности РК, также совместно с ФСБ РФ, не проводятся», - говорится в письме полковника Мухита Джангозина.
Кроме этого, в департаменте КНБ по Атырауской области посоветовали обратиться в пограничную службу, которая по роду своей деятельности не находится в подчинении территориальных органов КНБ. Однако прокомментировать причины воспрепятствования выезду Рината Хабидоллы в пограничной службе отказались.
Радио Азаттык (Свобода)