Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Ас-саляму алейкум ва рахматуллахьи ва баракатух, дорогие братья и сестры.
Не претендуя на степень ученого или праведника, я хотел бы сделать некоторые разъяснения в связи с последним комментарием к моей предыдущей статье.
В своем обращении я исхожу из приказа Аллаха: «Призывай к пути Господа своего с помощью мудрости и доброго увещания» («Пчелы», 125). А Аллах знает лучше о наших намерениях.
Дорогие братья и сестры, вы непременно согласитесь со мной в том, что все наше существование в этой жизни имеет одно единственное предназначение — поклонение нашему Создателю, Великому и Мудрому.
«Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они поклонялись Мне» («Рассеивающие», 56).
И вся наша жизнедеятельность должна строиться на этом замысле Всевышнего Аллаха.
Всевышний возложил на нас определенные обязательства и выдвинул условия договора: если ты повинуешься Ему должным образом, то воздаянием за это будет Рай, если ты отринул Его путь, то готовься быть растопкой для Ада.
И Всемогущий определил мусульман наместниками на Его земле, на которой мы должны жить только по Его законам. Установление и следование законам Высочайшего – это и есть исполнение нами нашего единственного предназначения в жизни – поклонения Аллаху. И верующие в своем поклонении должны сторониться всего, что ненавистно Аллаху и противоречит Его власти и законам.
«Поистине, мы отправили к каждому народу посланника: «Поклоняйтесь только Аллаху и сторонитесь тагута”» («Пчёлы», 36).
И, как мы знаем, тагут — это все, в отношении чего человек переходит границы дозволенного Аллахом.
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» («Трапеза», 44).
И джихад предписан Всевышним как средство установления Его законов и устранения тагута.
Я не буду приводить здесь обоснования того, что ведение джихада у нас – индивидуальная обязанность каждого мусульманина и мусульманки. Потому как на исламских сайтах неоднократно приводились тому доказательства. Я лишь напомню, что иджма' (единогласное мнение ученых) в том, что, если земли мусульман оккупированы неверующими, то фард-айн освободить ее от захватчиков.
В предыдущей своей статье я привел примеры небреженного отношения некоторых мусульман к обязанности ведения джихада, которое выливается в то, что эти мусульмане даже не помогают муджахидам и позволяют себе думать неправильно об их намерениях выступления на пути Аллаха. Но вопросы одной нашей сестры побудили меня напомнить некоторые положения, что я постараюсь сделать в данном обращении.
Сестра поднимает вопрос о том, что прежде, чем выселиться на пути Аллаха предпочтительнее «разобраться с самим собой», «продолжать вести борьбу с самим собой, чтобы иман стал крепче». По ее словам получается, что «некоторые к этому еще не готовы» и «нужно только время».
Напомню, что истинно богобоязненный мусульманин должен обладать одним качеством – выполнять искренне приказы Аллах тотчас же по ознакомлению с ними. И при этом нет такого, что «мы еще не готовы», нам нужно еще «продолжать вести борьбу с самим собой».
«Когда верующих зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они только говорят: «Слушаем и повинуемся!»» («Свет», 51).
Именно «слушаем и повинуемся», а не «слушаем, но не готовы».
Не стоит забывать, что верующий должен уповать на Аллаха, а это означает, что, несмотря на то, что ему представляется что-то сложным для исполнения, он не строит долгосрочные планы, боясь последствий, а, уповая на Аллаха, идет на совершение угодного Ему, потому что вся сила и мощь принадлежат только Ему Одному. А что касается возложенных на нас обязанностей, то здесь и вовсе неуместны раздумья и взвешивания.
«Разве Аллах не достаточен для Своего раба?» («Толпы», 36).
«Поклоняйся же Аллаху и полагайся на Него» («Худ», 123).
«А если вы будете терпеливы и богобоязненны, не повредят вам их козни ни в чём» («Семейство Имрана», 120).
«Любое несчастье постигает только по воле Аллаха. Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он наставляет на прямой путь» («Взаимный обман», 11).
И разве мы наблюдали в Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы исполнение обязанностей откладывалось из-за того, что кто-то еще не «готов к этому» и должен в первую очередь вести «борьбу с самим собой».
Напомню нам хадис, в котором со слов аль-Бары передается, что к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, подошел какой-то человек и спросил: «О, посланник Аллаха, не следует ли мне сначала сразиться, а потом принять Ислам?». На что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сначала прими ислам, а потом сражайся». Тогда этот человек принял ислам, вступил в бой и был убит, после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Он сделал мало, а в награду получил много!» (Аль-Бухари, Муслим).
Здесь мы видим, что этот человек вовсе не собирался «готовить» себя к джихаду и для начала «вести борьбу с самим собой», к чему его не побудил и сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
Вообще, мне было бы очень любопытно узнать, что означает это «быть готовым к джихаду» и как нужно «разбираться с самим собой». И, главное, сколько это все должно занять время?
Не задумываемся ли мы, что, пока мы занимаемся своим внутренним состоянием, Аллах может лишить нас милости участия в джихаде, забрав к себе воюющих муджахидов? И ведь это может произойти по причине того, что слишком много мусульман, которые озабочены своим внутренним миром и хотят в первую очередь выполнить джихад «с самим собой», оставляют фард-айн вооруженного джихада, в то время как земли мусульман требуют освобождения?
Однако, посмею разочаровать эту задававшую вопросы сестру тем, что мы не находим нигде, где говорится про фард-айн, решений о том, что обязательства Аллаха отодвигаются из-за того, что кто-то считает свой иман недостаточно крепким.
К тому же, никто из нас не знает, сколько времени отмерил ему Всевышний Аллах. Ведь может быть так, что тот, кто считает, что прежде выступления на пути Аллаха ему нужно «вести борьбу с самим собой», умрет, так и не завершив свой «внутренний» джихад и не приняв участия в джихаде против врагов Аллаха. И тем самым умрет нечестивцем, оставившим важнейший фард-айн.
Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, часто говорил: «Вечером не рассчитывай увидеть утра, а утром не рассчитывай увидеть вечера. Бери из своего здоровья на свою болезнь, и из своей жизни на свою смерть» (аль-Бухари).
Ибн Аль-Каййим сказал: «Каждый глоток воздуха, который уходит на любое иное дело, кроме дела Аллаха, в Судный День обернется печалью и сожалением. Когда вы видите, что расточаете время на мелочные дела, — это знак того, что Аллах вас презирает; так вы упускаете свою возможность отправиться в рай. А когда вы видите, что исполняете больше обязанностей, чем позволяет вам ваше время, — это знак того, что вы нравитесь Аллаху. Бездельничающим рукам дает работу шайтан. Коль хотите знать, доволен ли вами Аллах, тогда подумайте: при деле вы или бездельничаете?».
Был у нас один брат, который, иншааллах, стал шахидом в этом году. А Ислам он начал правильно понимать чуть больше года до своей шахады. И джихад начал вести практически тотчас же, как пришел к правильному вероубеждению. В то же время, есть множество братьев, которые не один год на правильной акыде, но ничего не делают для джихада. Так что вопрос скорее не во «внутренней» подготовке к джихаду, а в искренности, уповании на Аллаха и понимания происходящего в свете Корана и Сунны.
«Скажи: “Если ваши отцы, и ваши сыновья, и ваши братья, и ваши супруги, и ваша семья, и имущество, которое вы приобрели, и торговля, застоя в которой вы боитесь, и жилища, которые вы одобрили, милее вам, чем Аллах и Его посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придёт со Своим повелением. А Аллах не ведёт народа непослушного”» («Покаяние», 24).
Подчас, нам представляется что-то сложным из-за нашей слабости. Шайтан рисует перед нами всякие трудности, а в действительности всё не так трудно, как мы себя убедили в этом. Аллах по Своему милосердию не возлагает на нас то, что нам не по силам: «Так бойтесь же Аллаха по мере сил ваших» («Взаимный обман»,16).
И Всемогущий испытывает тех, кому он желает блага, так, как по силам Его рабам. И не стоит забывать слова Аллаха:
«На Аллаха пусть уповают верующие» («Ибрахим», 11).
Здесь же хотелось бы затронуть вопрос про то, как наши сестры могут принимать участие в джихаде, так как мне показалось, что он интересует нашу сестру, оставившую комментарий. Джихад же можно вести разными способами. Согласно высказыванию Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, джихад можно вести своим телом, имуществом и словом, что передается в достоверном хадисе у Абу Дауда и Ан-Насаи.
Насколько я понял, некоторые мусульманки думают, что, вследствие возложения на них фард-айн, для исполнения этой обязанности им нужно выселиться в лес или горы. Такое иногда может быть даже нежелательно по причине возможной фитны и женской природы. Джихадом для сестер послужит вклад своим имуществом, словом.
Например, сестры, если хорошо владеют словом, могут писать статьи, призывающие к джихаду. И потому, что никто и так не подписывается в таких материалах настоящим именем, то им желательно подписываться мужскими именами. И не стоит вести призыв в чатах, так как посещение их вообще запретно, вследствие такого фактора как смешивание людей разных полов.
И вознесение дуа за муджахидов — это самое малое, но очень полезное, что мы можем делать.
К тому же, над тем, кто не обращается с дуа к Аллаху, может оказаться Его недовольство, согласно хадису о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах гневается на того, кто у Него не просит" (Ахмад, ат-Тирмизи, достоверен по мнению аль-Хакима).
И может быть, подчас, наши дуа будут отражать от муджахидов некоторые несчастья и трудности. А Аллах знает об этом лучше.
Одни мои знакомые сестры, осознав действие фард-айн и убоявшись Аллаха, обратились как-то к амиру той местности, где они проживают, с предложением помочь джихаду. Эти сестры были готовы к любому приказу в рамках Корана и Сунны. Но от них не потребовалось личного участия, кроме как джихада имуществом. А также тот амир сообщил им, что, если будет у них намерение, то они могут совершить операцию истишхада. И большинство из них имели свои семьи и малолетних детей.
Но самый лучший вклад, который мусульманка может внести в дело джихад — это выйти замуж за муджахида, который все-таки у наших сестер нынче не пользуется популярностью в качестве претендента на руку и сердце.
Заметил одну тенденцию — сестры, собираясь замуж, боятся, что ее будущий муж проживет недолго, то есть может быть убит на пути Аллаха. Сестры боятся остаться одни. И подбирают жениха с тем, чтобы он был далек от джихада. Короче, сестрам нужна гарантия долговечности спутника жизни.
Я лишь могу посоветовать таким сестрам обращаться с данным вопросом в вышестоящую инстанцию, которая и предопределяет жизненный срок каждому человеку, то есть к Всевышнему Аллаху. Потому как «несчастные» братья не могут вам давать такие гарантии. И, на мой взгляд, этим сестрам не хватает упования на Аллаха и веры в предначертанное.
И вообще, глупо и необоснованно считать, что все муджахиды «долго не протягивают». То, что верующий вышел на джихад – это не есть признак того, что он вскоре погибнет. Об этом не сказано ни в одном достоверном источнике. И поистине задолго до нашего создания Всевышний Аллах предопределил определенный конец каждому, который мы не минуем даже «в высоких башнях». И никто, какую бы он обязанность перед Аллахом не выполнял, не сможет ни отдалить, ни приблизить свой конец. Человек, по словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, выбирает только то, на чем он умрет, но не время кончины. «Перо поднято, и страницы уже высохли».
Эта же уважаемая сестра пишет: «…как милостив Аллах с ними!», имея в виду муджахидов. Но каждый из нас имеет возможность заслужить Его милость. И как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Каждый сам начинает свой день и является продавцом своей души, либо освобождая ее, либо приводя ее к гибели» (приводится у Муслима).
А также переданы им Слова Аллаха в хадисе-кудси: «Если раб Аллаха приблизится ко Мне на пядь, то Я приближусь к нему на локоть, если он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!» (аль-Бухари).
«О, вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и ищите приближения к Нему» (Трапеза, 35).
Клянусь Аллахом, «сидеть и видеть, как погибают наши братья», как бы вам это не было «трудно», недостаточно, даже если вы «рветесь туда». И эта жизнь — только испытание, проверка твердости нашей веры, а впереди нас ждет вечная жизнь в довольстве или в гневе Аллаха. Так давайте же, будем зарабатывать на ахират, ведь в эту дунью нас больше не вернут. И как же прекрасен День Предстояния, когда восторжествует истина, и исчезнет ложь, и нечестивцы будут повержены. Свят Аллах, ведь погибнет каждый, кого не помилует Он. И нас спасут только наши дела. Давайте же чаще думать о том, чтобы не посрамиться перед Аллахом.
И мы должны все понимать, что джихад — это не есть самоцель, это лишь способ усердствовать ради возвышения Его Слова. И только живя по законам Аллаха, мы сможем исповедовать нашу религию целиком. Ту религию, за которую пророки отдавали на заклание своих сыновей, подвергались смерти, гонениям, а праведников перепиливали пополам. И как же прекрасны жертвы ради Аллаха. И как прекрасен тот, кто идет на все, чтобы снискать Его довольство. Поистине, нет ничего лучше в этом мире, кроме религии Высочайшего.
Сегодня наши братья тоже претерпевают трудности, такие, что даже не стоит и думать о том, чтобы сдержать крик. И наших братьев берут в плен, испытывают на них все достижения неверующих в пыточных методах, так что средневековая инквизиция могла бы позавидовать их изощренности. Но хвалу Аллаху, ничто не происходит без Его соизволения.
Клянусь Аллахом, я давно уверовал в то, что самое страшное — это не то, что претерпевает наше тело, если нас будут даже перепиливать, самое страшное – это оказаться в таких моментах без помощи, поддержки Аллаха. Ибо, что бы ни происходило с верующим, если его поддерживает Создатель всего сущего, то ему ничто не повредит. Хвалу Ему за это! И пропащим является тот, кого Аллах оставляет на самого себя, без Своей помощи. Да убережет нас Всевышний от этого!
И будет несправедливо, если мы не поможем нашим братьям-муджахидам нести знамя джихада и таухида. И пусть наша поддержка выражается хотя бы словом, хотя бы дуа, чтобы завтра не быть спрошенным Аллахом за оставление джихада. Так пусть же тот, кто не располагает иными возможностями, будет хотя бы искренне переживать за дело джихада. И искренние мусульмане никогда не окажутся в стороне от джихада.
Уважаемая сестра, оставившая комментарий, искренность — это прекрасный фундамент. Ведь, как мы помним, сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, присягая ему в самом главном — единстве Творца и пророческой миссии Мухаммада, присягали последнему также и в том, чтобы быть искренними с мусульманами. И искренность к Аллаху, по словам Пророка, будет выражаться в том, чтобы поклоняться Ему так, будто бы ты видишь Его (как сказано в знаменитом хадисе Джибриля, переданном Муслимом). Но, поистине, искренность без выполнения обязательств перед Аллахом подобна фундаменту без здания.
«Запасайтесь для того мира, где вы пребудете вечно» («Корова», 197).
Надеюсь, я ответил на вопросы нашей сестры. А Аллах знает лучше.
О Аллах, даруй нам истинное понимание Твоей религии и укрепи в ней наши сердца. О Аллах, не ниспосылай нам испытания, которые окажутся нам не под силу, и не доверяй нас нашим душам ни на мгновение.
О Аллах, даруй нам терпение и страх перед Тобой, так чтобы мы не боялись никого и ничего, кроме Тебя. О Аллах, освободи нас полностью от привязанности к мирской жизни и привяжи наши сердца к ахирату.
О Аллах, сделай так, чтобы все, что мы ни делали, оказалось только ради Твоего лика. О Аллах, даруй муджахидам все, в чем они нуждаются, укрепи их дух и установи среди них единство. О Аллах, освободи всех мусульман, находящихся в плену у кяфиров и муртадов. О Аллах, воссоедини в Своем Раю всех искренних мусульман.
Асадуллах