Исмоил Самедов и Бехзод Юсупов прибывшие из Узбекистана в США, согласно предъявляемым обвинениям в причастности к «преступным группировкам», подлежат депортации.
Как сообщило 1 января издание «The Philadelphia Inquirer», ФБР провели обыск в их комнате в Филадельфии, где Самедов и Юсупов проживали совместно с другими иммигрантами в 2002 году. У них был обнаружен компьютер, содержащий карту штата Пенсильвании, здания полиции и видео джихада, скачанные из Интернета, в том числе одна из речей Шейха Усамы бен Ладена.
Их судьба будет решаться коллегией из трех судей Апелляционного суда США. Это будет уже второй суд.
Оба обвиняемых утверждают, что они простые иммигранты, которые боятся пыток и преследований за свои религиозных убеждений, если они вернутся в Узбекистан.
Дело привлекло внимание мусульманских организаций и специалистов иммиграционного закона всей страны, которые говорят, что данное дело может установить стандарт для определения того, кто является, и кто не является угрозой для национальной безопасности.
«Если суд примет этот низкий порог предоставления доказательств в подтверждение, то вы можете использовать эту национальную планку безопасности, основанную на догадках, в отношении других иммигрантов», цитирует издание А. Бахера Эзми, профессора права Сетон Холлского университета.
Но даже если правительство право, из-за сложности иммиграционного законодательства США и истории о применении пыток и политических репрессий в Узбекистане, эти люди будут оставаться в США независимо от того, что решит суд. Вопрос в том, на сколько лет их осудят, отмечается в сообщении.
Самедов был в числе группы узбеков, которые прибыли в Соединенные Штаты в 1999 году со студенческими визами. В течение нескольких недель, он бросил учебу и начал работать в Филадельфии.
Самедов, к которому присоединился Юсупов, переехал в Северную Филадельфию. Иногда в их доме жили до восьми человек. В доме был компьютер и любой имел к нему доступ. На жестком диске ФБР позже обнаружило карту штата Пенсильвания и казармы полиции, а также видео Джихада, сообщает издание.
Для чего загружали эти и почему, остается загадкой. И смысл их присутствия является спорным. На слушаниях в прошлом месяце, судья Долорес Словитер спросил: «Если бы не было компьютеров в 1939 году и кто-то смотрел речи Адольфа Гитлера, будет ли это доказательством, что человек был национал-социалистом?»
Однако аргумент правительства, что «это не доказывает, но это поддерживает», и что мужчины должны быть отмечены как «опасные», сказал Лайл Д. Джентцер, старший юрисконсульт Управления по вопросам иммиграции Министерства юстиции США.
Юсупов и Самедов говорят, что они «независимые мусульмане», которые следуют имаму, Обидхону Назарову, который выступает против насилия.
Назаров провел восемь лет в подполье и в 2006 году ему было предоставлено политическое убежище в Швеции под эгидой ООН.
В суде, Джентцер признал, что «нет никаких споров», что правительство Узбекистана «выдвигает обвинения политическим и религиозным диссидентам». Но он сказал, что правительство обычно используют эту тактику против узбеков в своей стране.
«Эти люди не были в Узбекистане, но по некоторым причинам Узбекистан хотел их вернуть обратно», сказал он.
Джентцер отметил: «Генеральный прокурор пришел к выводу, что мужчины представляют «нетривиальный риск для национальной безопасности».
Американскому изданию не удалось взять комментарий по данному поводу ни у кого из посольства Узбекистане в Вашингтоне или консульства в Нью-Йорке.
Решение по делу ожидается в ближайшие несколько месяцев.
Признают их опасными для национальной безопасности или нет, они не покинут эту страну в ближайшее время, отмечает издание.
Обоим были предоставлены «отсрочки» от депортации из-за вероятности, что они будут подвергнуты пыткам узбекского правительства.
Адвокаты мужчин говорят, что если Самедов и Юсупов выиграют дело, они надеются, что им дадут статус «удержание от перемещения», что сделает трудной их возможную депортацию.
«Это лучше статуса неопределенности» сказал адвокат иммигрантов Лоуренс Г. Рудник, и «это открывает двери» для того, чтобы они «просили постоянного места жительства».
Отдел мониторинга
КЦ