Вопрос шейху Абу-ль-Мунзиру аш-Шинкити
После перевода и распространения вашей фатвы о военных действиях против полиции в Казахстане появилось вызывающее сомнение точка зрения, которое нуждается в разъяснении. Возникло ошибочное понимание относительно сражения с ними, и мнение, что мусульмане Казахстана в данное время должны терпеть и воздерживаться от сопротивления на основании того, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) со сподвижниками проявляли терпение несколько лет в Мекке.
И было упомянуто единогласное мнение ученых, в том числе Ибн Таймиййи (да помилует его Аллах), что если мусульмане слабы, количеством и силой и уступают своим врагам, то им необходимо воздерживаться от сопротивления и терпеть. Какое вы можете сделать разъяснение по этому поводу?
Да воздаст вам Аллах благом.
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного.
Хвала Аллаху, Господу миров, да благословит Аллах Своего благородного Пророка и его всех сподвижников,
а затем:
В нашем ответе речь шла о законности сражения с этими агрессорами, но не о его обязательности, и есть большая разница между узаконенностью сражения с нападающими агрессорами и между обязательностью сражения.
Утверждение об отсутствии возможности и слабости может отменить обязательность сражения, но не делает его запретным.
И если мусульмане какой-либо местности не имеют силы вести джихад с врагом, то обязанность сражения с них отпадает на основании того, что обязанности зависят от возможности их исполнения. Однако если они будут вести джихад с этим врагом, нельзя говорить, что они делают харам. Оставление сражения против врага для немощного является разрешенным облегчением (рухса), но не твердым решением ('азима), где не дается право выбора, относительно разрешенного облегчения Шариат дает право выбора между использованием или оставлением.
Что касается утверждения, что для мусульман, которые слабее своего врага сражение не является узаконенным, то это ложь, не имеющая никаких оснований.
Первое сражение мусульман против кафиров произошло при Бадре, где количество их было в несколько раз меньше врагов: мусульман триста с небольшим, а неверных тысяча человек.
Ясные коранические аяты приказывают мусульманам сражаться, даже если их будет малое количество, как сказал Всевышний Аллах:
«Сколько малочисленных отрядов одолело многочисленные отряды с позволения Аллаха, Аллах с терпеливыми». «И если будут из вас сотня терпеливых, то они одолеют две сотни, а если будут из вас тысяча, то они одолеют две тысячи с позволения Аллаха, и Аллах с терпеливыми».
Что касается оставления Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) военных действий в мекканский период, то это потому что в тот момент времени сражение не было узаконенным, и им было приказано оставить боевые действия, и запрещено воевать, как ясно сказано в Коране:
«Разве ты не видел тех, кому было сказано воздержитесь (от сражения), выстаивайте молитву и выдавайте закат…»
А когда был ниспослан аят, вменяющий в обязанность сражение, с тех пор сражение стало обязательным до Судного дня, и его обязательность снимается только с тех, чья немощь подтверждена. Но если такой немощный человек примет участие в джихаде, то нет на нем греха, наоборот, если будет угодно Аллаху, он получит награду.
Всевышний Аллах снял обязанность джихада с хромого в словах: «Нет греха на слепом, на хромом и на больном…»
Когда сказали хромому Амру ибн аль-Джамуху (да будет доволен им Аллах) что у него есть оправдание, то он ответил: «Поистине я надеюсь пасть шахидом и войти в рай с этой моей хромотой». И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выразил этому одобрение. Как приводит аль-Байхаки в «Ас-сунан аль-кубра» от Исхака бин Ясара, что старейшины племени бану Салама передали его слова: «Клянусь Аллахом, поистине я надеюсь пасть шахидом и войти в рай с этой моей хромотой».
У Амра ибн аль-Джамуха нога была сильно покалечена, у него было четыре молодых сына, которые участвовали в походах и боях вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) собирался в поход на Ухуд, сыновья сказали отцу: «Аллах разрешил тебе не выходить и если ты останешься, мы выступим вместо тебя, Аллах снял с тебя обязанность».
После этого Амр ибн аль-Джамух (да будет доволен им Аллах) пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) сказав: «О посланник Аллаха, мои сыновья препятствуют мне выйти с тобой, я же клянусь Аллахом, надеюсь пасть смертью шахида и войти в рай с этой моей хромотой», на что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: Что касается тебя, то Аллах снял с тебя обязанность. Затем, обратившись к его сыновьям сказал: Вы не должны его удерживать, может быть, Аллах дарует ему шахаду. И он вышел с Посланником (да благословит его Аллах и приветствует), и стал шахидом в битве при Ухуде.
И поэтому оставление не является обязательным для того, с кого снимается обязанность вести джихад по причине немощи, и совершение джихада не считается запретным для него.
А то, что приписывают ибн Таймиййе (да помилует его Аллах) о несоответствии Шариату оборонительного джихада в условиях слабости мусульман, то это недостоверно. Известно, что он (да помилует его Аллах) побуждал к оборонительному джихаду, и не ставил каких-либо условий для оборонительного джихада, более того, сообщил, что оборонительный джихад в условиях слабости мусульман не отменяется полностью, наоборот, каждый обороняется по мере своей возможности.
Как сказал он: Что касается оборонительного сражения, то оно является одним из важнейших видов защиты святынь и религии от нападения врага, и по единогласному мнению это является обязательным. И нет ничего более обязательного после самой веры, чем отпор напавшему врагу, который несет порчу и религии и мирской жизнь; и это не нуждается ни в каких условиях, но отпор врагу осуществляется в соответствии с возможностями. (Аль-фатауа аль-кубра,5/538).
После этого остается удостовериться в отсутствии возможности у братьев этой страны: являются ли они действительно немощными с точки зрения Шариата, потому что слабость мусульман в общем её смысле не снимает обязанности сражаться с врагом, ведь на сегодняшний день неверные сильнее мусульман повсюду, но несмотря на это, сражение с ними является обязательным.
И никто не усомнится в законности джихада, происходящего в настоящее время, в одних из самых слабых оккупированных исламских государств: в Палестине и Чечне.
Вопрос слабости и отсутствия возможности – это утверждение, в котором следует удостовериться, и даже если оно соответствует действительности, то это не сделает запретным сражение с напавшим агрессором.
Проблема слабости мусульман не решается обескураживанием и лишением поддержки, наоборот слабость лечится побуждением и воодушевлением, как сказал Всевышний: «И побуждай верующих, возможно Аллах удержит мощь неверных». Сказал Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах): «Возможно» в словах Аллаха означает «обязательно».
В благородном аяте имеется указание на то, что побуждением к сражению Аллах удерживает мощь неверных. И это либо потому что, оно является причиной увеличения смелости и дерзости мусульман против неверных, либо потому что заключает в себе благодать повиновения и подчинения приказу Всевышнего Аллаха.
То, что называют этапом терпения, то это отговорка, которая служит у пораженцев средством призыва к отказу от джихада и подготовки к нему. И если бы они были правдивы в своих утверждениях, то они бы побуждали людей к подготовке, потому что когда джихад бывает отложен из-за слабости, подготовка занимает его место по обязательности.
И то, что они не побуждают к джихаду и не побуждают к подготовке к нему, указывает, что их цель — это равнодушие и пренебрежение мусульман джихадом и призыв к отказу от него.
А Аллах знает лучше.
Хвала Аллаху, Господу миров.
Оригинал ответа: