По сообщению балтийского агентства BNS, Харьюский уездный суд в четверг по ходатайству ведущего госпрокурора Эстонии Хейли Сепп отправил законно на нары русского шпиона из тербанды ФСБ и государственного изменника, бывшего сотрудника полиции безопасности Алексея Дрессена.
"Сейчас Виктория задержана на 48 часов в качестве подозреваемой и в отношении нее ведется следствие", — пояснил пресс-секретарь госпрокуратуры. Арестованная вместе с ним по теми же уголовным преступления его жена супруга Виктория в ближайшее время может быть отпущена на свободу (видимо, если даст показания на мужа - КЦ). Суд согласился с обвинителем, что русского шпиона Алексея Дрессена нужно отправить на нары на время следствия. В то же время, госпрокурор не стал ходатайствовать о взятии под стражу Виктории Дрессен.
Тем временем сообщается, что бывший специалист Полиции безопасности Алексей Дрессен, задержанный в среду по подозрению в государственной измене, производил, по словам коллег, впечатление человека профессионального и делового.
"У меня он оставил впечатление делового человека", - охарактеризовал Дрессена бывший сотрудник органов внутренней безопасности, который в 1990 году некоторое время учился вместе с Дрессеном. "Но заранее ведь не знаешь, что сделает человек через 20 лет", - добавил он.
"Тогда он был самым настоящим полицейским КаПо", - сказал бывший коллега преступника эстонским журналистам.
"Производил корректное впечатление, много не говорил, но в то же время был контактным. О некоторых людях сразу можно сказать: "настоящий капошник". Об Алексее можно было так сказать, в хорошем смысле".
Мотивы, которые могли побудить Дрессена предать страну, по словам его экс-коллеги - полнейшая загадка.
"Не хочется верить, что Дрессен пошел и сам себя предложил. Должно было быть какое-то слабое место, на котором его завербовали", - оправдывает один тайный полицейский другого. Он считает возможным, что Дрессен в чем-то разочаровался или не получил достаточно признания.
"У причин, заставляющих человека сломаться, есть разные причины - деньги или разочарование, когда человек решает как-то отомстить", - рассуждает эстонский чекист, сталкивавшийся с Дрессеном по работе.
В последнее время они сталкивались лишь несколько раз. "Я его несколько раз видел на мероприятиях радикалов, в которых он участвовал тайно и пытался наблюдать издалека", - вспоминает полицейский.
"Этот тип - профи в своей области. Он знал всех, кто есть кто. Последний контакт был несколько месяцев назад, тогда мы и пообщались мимоходом. Дружбы с ним у меня не было", отнекивается полицейский от коллеги-уголовника.
Между тем руководитель парламентской комиссии по надзору за КаПо Пеэп Ару сказал журналистам, что проблема полиции безопасности (КаПо) не в отсутствии эффективного контроля. "Давайте не забывать о том, что наши противники очень сильны", — сказал Ару в свете ареста русского шпиона, сотрудника КаПо Алексея Дрессена.
"Контроль над КаПо шире, нежели чем вы обозначили в своем вопросе. В дополнение к внутреннему контролю и ежедневной оперативной и аналитической деятельности КаПо за действиями полиции безопасности наблюдают и извне", — оправдывается Ару, отвечая на вопрос о том, не является ли проблемой КаПо то, что они сами должны осуществлять надзор за собственной же деятельностью.
"Свою роль играет и министерство внутренних дел, департамент информации и координационное бюро правительства", — переваливает на других ответственность Ару (фото). "Над криминальными расследованиями КаПо осуществляет надзор прокуратура. Роль комиссии Рийгикогу в большинстве своем в контроле над контролирующими и оценке эффективности работы органов безопасности".
"КаПо как организация смогла вскрыть свои нарывы. Не будем забывать, что наши противники очень сильны. Общественности предоставляется оперативная и открытая информация. Такие действия характерны для сильной организации".
В свою очередь депутат эстонского парламента и член парламентской спецкомиссии по надзору за органами безопасности Марко Померанц указал, что учреждение, которое контролировало бы КаПо, нам не нужно — как случай с Индреком Пыдером, так и с Алексеем Дрессеном являются исключениями.
"Неважно, сколько было бы полномочий и времени, но ни одна комиссия парламента не смогла бы предотвратить случаи, подобные делу Пыдера и Дрессена", — считает Померанц.
По его мнению, организация сама может очистить себя, поскольку честные и заботящиеся о доверии к организации люди все же преобладают как в департаменте полиции и погранохраны, так и в полиции безопасности. Он уточнил, что честных людей там 99 процентов.
"Те единичные предатели или просто жадные люди могут, возможно, какое-то время могут осуществлять свою деятельность, но сколь веревочке не виться, а конец один", — сказал Померанц.
Померанц также не видит причин как-то менять границы компетенции гендиректора КаПо.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр