Хвала Аллаху Господу миров! Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье, его сподвижникам и всем, кто следовал за ними в Джихаде до Судного дня!
Эту речь мы хотели начать словами Пророка Аллаха Шу'айба, мир ему, упомянутыми в Коране: «Я лишь желаю только исправлений, сколь это будет в моих силах. И помощь мне лишь от Аллаха, лишь на Него я уповаю и обращаюсь лишь к Нему». Сура «Худ»88аят
«Неужто напоение паломника водой,
И совершение обрядов у святой мечети,
Сравнимо с деяниями тех,
Кто верует в Аллаха и в Последний день,
Сражается на пути Аллаха?
Не равны они перед Аллахом,
Аллах не поведет неправедных людей.
Те, кто уверовали, переселились и воевали на пути Аллаха,
Своим имуществом и душами своими,
Они на высшей степени угодные Аллаху.
И они получившие успех». Сура Тауба,19-20 аяты
В пример мы приведем хадис, переданный от Амру бин'Абаса (да будет доволен им Аллах), что некто спросил: «О, Посланник Аллаха, что такое Ислам?».
На это Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отвечает: «Это когда Аллаху покоряется твое сердце и когда мусульмане в безопасности от твоего языка и руки твоей».
«Тогда какой Ислам лучше?» - продолжал человек.
-Иман (вера). Отвечал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).
-А что такой Иман? спросил человек.
-Это вера в Аллаха, в Его ангелов, в Его писания, в Его посланников и в воскрешение после смерти. Ответил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).
-А какой иман лучше?
-Хиджра (переселение).
-А что такое хиджра?
-Это оставление зла.
-А какая хиджра лучше?
-Джихад.
-А что такое джихад?
-Это сражение против неверных при встрече.
-А какой джихад лучший?
-(Такой, при котором) твой конь изранен и ты истекаешь кровью.
Или «Пребывание на пути Аллаха один день и одну ночь, лучше, чем пост и ночное стояние (на молитве) в течение месяца».
Или «Поистине, нахождение одного из вас на пути Аллаха, лучше, чем молитва в своем доме в течении семидесяти лет».
«Скажи: сравнятся ли те, кто знают и те, кто не знает?» Сура - Толпы 9аят.
«Те из верующих, которые отсиживаются, не равны тем, которые сражаются на пути Аллаха своим имуществом и душами своими, кроме тех, кто испытывает тяготы.
Аллах возвысил тех, кто сражается своим имуществом и душами своими, над теми, кто отсиживается, на целую степень, но каждому из них Аллах обещал Наилучшее.
Аллах возвысил сражающихся над отсиживающимися благодаря великой награде».
«Ступеням от Него, прощения и милости. Аллах - Прощающий, Милосердный». Сура-«Женщины», 95-96 аяты.
«Не равны слепой и зрячий. Мраки и свет. Тень и зной. Не равны живые и мертвые...»Сура -Творец19-21аяты.
Таким образом, мы находим, что люди различаются и превосходят друг друга, как различаются их поступки и предпочтения, но превосходство одних над другими - только лишь в знаниях, поступках, деяниях и в Джихаде.
При этом хадж и умра входят в разряд желательных и предпочтительных дел, а что же касается джихада, борьбы с неверием, атеизмом и вседозволенностью, секуляризмом, то она является на сегодня первостепенной задачей и обязанностью для мусульман (фарзуль айн).
Всевышний говорит: «Верующие мужчины и женщины - помощники и друзья друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают порицаемое, совершают молитву, выплачивают закат, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Поистине, Аллах- Могущественный, Мудрый». Сура «Покаяние»71
И, наконец, уделение большего внимания верующими второстепенным делам, пренебрегая при этом основами. Хотя раньше говорили: «Чем меньше основ знания, тем недоступней понимание». Люди пренебрегают основами основ - вероубеждение (акида), единобожие, вера и искренность в религии по отношению к Аллаху.
К таким же причинам можно отнести факт приобщения большинства к порицанию проступков и небольших грехов, и в это же самое время небрежным отношением к величайшим грехам и злодеяниям касающихся непосредственно религии, таким как: гадание, колдовство, жречество, превращение могил в мечети, обеты, жертвоприношение умершему, взывание к мертвым, испрашивание у них помощи, проникновение в высшие ангельские миры и тому подобное, что загрязняют чистоту веры в единобожие.
Или злодеяния, касающиеся общественной и политической жизни, такие как: слабость и исчезновение органа совета и решения (Шура), социальной справедливости, отсутствие прав и свобод у народа, защита достоинства человека, возложение обязанностей на недостойного человека, фальсификация выборов, разворовывание народных средств, формирование семейных кланов и социальной прослойки , живущей в пагубной роскоши и расточительстве.
Коран, в своих строках осуждает многочисленность, если ее обладателями становятся незнающие, не разумеющие, не верующие и не благодарящие:
«Но большинство из них не разумеют». Паук : 63
«Но большинство людей не знают». Ограды : 187
«Но большинство людей не веруют». Худ : 17
«Но большинство людей не благодарят». Корова : 243
«Если ты станешь повиноваться тех, кто на земле, они собьют тебя с пути Аллаха».Скот : 116
В то же время Коран прославляет тех уверовавших- благодарных, которых мало по численности, говоря про них:«Кроме тех ,которые уверовали и совершают праведные деяния. Но таких мало «Сад»:24
«Но среди моих рабов мало благодарных». Саба :13
«Помните, что вы были малочисленны и считались слабыми на земле».Трофеи : 116
Поэтому, не важна многочисленность людей как таковая, а важно, чтоб эта многочисленность была истинно уверовавшая.
Многие приводят хадис, переданный Ан-Навави: «Умножайтесь и плодитесь, поистине я буду гордиться вами пред другими общинами».
Хотя Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) гордился нашей общиной не как безграмотной, распущенной и несправедливой, а гордился ее праведностью, гордился ею как приносящей добро и пользу.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Люди подобно сотни верблюдам, из которой не будет ни одной верховой», указывая тем самым, что среди людей трудно найти людей хорошего нрава, так же как и среди сотни верблюдов трудно найти пригодную для езды и дальнего пути.
В действительности мы хотим иметь все в наибольшем количестве и качестве, хотя мы и не понимаем что стоит за такими цифрами, как миллион, как тысяча, и чего они реально стоят.
В прошлом арабский поэт времен джахилии, понимая важность качества над количеством нам читал:
Нас бранили за то, что нас мало.
В ответ же я говорил, что благородства (на свете ) тоже мало.
Но нас не погубила наша малочисленность.
Это приведено касательно того, когда сила на стороне мусульман, когда же мусульмане слабы, то они при условии веры и терпения, могут победить силу вдвойне превышающую их. На это указывают коранические откровения:
«Теперь Аллах облегчил ваше бремя, ибо Ему известно, что вы слабы. Если среди вас будет сто терпеливых, то они одолеют две сотни, если же их среди вас будет тысяча, то с позволения Аллаха они одолеют две тысячи. Воистину, Аллах - с терпеливыми». Трофеи: 66
Соответственно, все зиждется на вере и желании, а не на количестве и многочисленности.
Кто же читал жизнеописание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), знает, что цель Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) заключалась в качестве, но не в количестве. Такую же цель преследовали и его сподвижники и праведные халифы.
Умар ибн-аль Хаттаб послал Амру бин 'Аса для завоевания Египта, рядом с которым было всего четыре тысячи воинов, затем он попросил подкрепление. Отправив подкрепление в количестве еще четырех тысяч воинов, с которыми было еще четыре воина, Умар сказал: «Каждый из этих четырех стоит тысячи, итого у вас двенадцать тысяч! И да не проиграют эти двенадцать тысяч из-за своей малочисленности»
А Умар был меж тем истинно верующим, и он верил в качество присущее воинам, в их силу и дар, не думая об их количестве.
Сообщается также, что как-то раз Умар сидя со своими сподвижниками, спросил их: «Что вы пожелаете себе?»
Один из сподвижников ответил: «Хотел бы иметь дом наполненный дирхамами серебра, дабы пожертвовать ими на пути Аллаха».
Другой же захотел дом из золота, чтобы пожертвовать ими на пути Аллаха. А что касается Умара, то он сказал: «Я бы желал, чтоб этот дом был бы наполнен такими мужчинами, как Абийда бин Джарах, Муаз бин Джабал и Салим Мавла Аби Хузайфа, дабы использовать их на пути Аллаха».
В наш век количество мусульман достигает миллиарда, но они, к глубокому сожалению, выглядят так как, как это передано в ходисе Ахмада и Абу - Дауда от Саубана, который передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) Сказал:
«На вас почти со всех сторон будет набрасываться общины, подобно голодным, нападающим на миску с едой».
Это (произойдет) из-за нашего меньшинства, о, посланник Аллаха?- спросили его сподвижники.
Нет, - отвечал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) .
Вас будет много, но вы будете подобно морской пене, Аллах стерет с сердец ваших врагов страх пред вами, а в ваши сердца внесет бессилие.
А что же это бессилие, о, Посланник Аллаха? - спросили сподвижники.
Это любовь к этому миру и ненависть к смерти - ответил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).
По этому поводу Ибн Аталла говорит в своем суждении: Бывает так, что жизнь длится долго, а цена ее мала. И бывает жизнь короткой, а цена ее высока! Тот, в чьей жизни будет благодать, поймет, что времени одаренного нам Аллахом очень мало, это невозможно объяснить и на это невозможно указать.
Поистине, среди людей есть такие, кто умирает еще до своей смерти. Пройдет его жизнь и он ответит за свою «застенчивость».
И есть такие, что живут после смерти, оставляя после себя праведные деяния, ценные знания, хорошее потомство и учеников. «Жизнь» таких длится долгие годы.
Приоритеты в сфере знания и понимания. Приоритеты знания над деянием.
Одним из важнейших приоритетов, с позиции шариата является приоритет опережения знаний над делами. Знание должны опережать поступки, именно оно является тем доказательством и руководством для совершения каких-нибудь дел. Как сказано в хадисе Муаза: «Знание - имам, а поступок следующий за ним».
Поистине, Коран разъяснил нам основы на которых должна прочно держаться религия. Какая же основа, помимо предначертанной Кораном, в прямом или переносном смысле еще нужна для исламской жизни. От первого повелителя правоверных до нас дошло:
«Если бы (я даже) потерял верблюжью узду, то нашел бы его в книге Аллаха».
Приоритет полезного деяния над несовершенным
Эффективность деяния, как приносящее некую пользу также берет свое начало в понимании приоритетов. Совершение такого деяния вознаграждается по мере, приносимой людям пользы. По этой причине вид деяний в джихаде превосходит деяния в хадже, потому - что пользы в хадже для того, кто его совершает, а польза, приносимая в джихаде - для всей уммы.
Имам Ан-Навави в своей книге приводит следующий хадис:
Со слов Му'аза ибн Джабаля, да будет доволен им Аллах, передано:
"(Однажды) я сказал: «О Посланник Аллаха , скажи мне, какое дело введет меня в Рай и удалит меня от огня?»(Пророк) сказал: «Ты спросил о великом, но, поистине, оно легко для того, кому Аллах Всевышний облегчил это: поклоняйся Аллаху, не приобщая к Нему никого и ничего, выстаивай молитвы, отдавай закят, держи пост в месяц Рамадан и соверши хадж к Дому».
Потом он сказал: «Не указать ли тебе на врата блага! Пост (саум) - ограждение, милостыня (садака) (которая) тушит прегрешение подобно тому, как вода тушит огонь, и молитва человека в глубине ночи, - после чего он прочитал (аят): «Те, которые отстраняются боками своими от лож, взывая к Господу своему со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем мы их наделили. И не знает (ни один) человек, какая радость скрыта для них в воздаяние за то, что они делали»(Сура 32, аяты 16-17).
Потом он сказал: «Не поведать ли тебе о главе этого дела, его столпе и пике его вершины?»Я сказал: «Да, конечно, о Посланник Аллаха». Он сказал: «Глава этого дела - Ислам, столп его - молитва, а пик вершины его - джихад».
Дошел до нас хадис о том, что однажды к пророку (сас) подошел человек и спросил: «О Посланник Аллаха (сас) не следует ли мне сначала сразиться , а потом принять Ислам? Пророк сказал: «Сначала прими ислам, а потом сражайся». Тогда этот человек произнес шахаду, вступил в бой и был убит, после чего Посланник Аллаха сказал: «Он сделал мало, но награда его будет велика».
Есть достоверный хадис о том, что ближе к Судному Дню появятся мусульмане, которые будут хранить религию Аллаха и они будут приравнены к 50 из числа сахабов.
8/15. О те, которые уверовали! Когда вы встретитесь с неверующими на поле битвы, то не поворачивайтесь к ним спиной.
Аллах призывает мусульман в Коране: 8/39. Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия (поклонение) не будет полностью посвящена Аллаху. Если же они прекратят, то ведь Аллах видит то, что они совершают.
3/169. Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа,
3/170. радуясь тому, что Аллах даровал им по Своей милости, и ликуя от того, что их последователи, которые еще не присоединились к ним, не познают страха и не будут опечалены.
3/171. Они радуются милости Аллаха и щедрости и тому, что Аллах не теряет награды верующих,
3/172. которые ответили Аллаху и Посланнику после того, как им нанесли ранение. Тем из них, которые вершили добро и были богобоязненны, уготована великая награда.
3/145. Ни одна душа не умирает, кроме как с дозволения Аллаха, в предписанный срок. Тому, кто желает вознаграждения в этом мире, Мы дадим его, и тому, кто желает вознаграждения в Последней жизни, Мы дадим его. Мы вознаградим благодарных.
3/146. Сколько было пророков, рядом с которыми сражалось много набожных верующих! Они не пали духом от того, что постигло их на пути Аллаха, не проявили слабости и не смирились. Аллах любит терпеливых.
3/147. Они не произносили ничего, кроме слов: «Господь наш! Прости нам наши грехи и излишества, которые мы допустили в нашем деле, утверди наши стопы и даруй нам победу над людьми неверующими».
9/20. Те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, выше пред Аллахом. Они являются преуспевшими.
9/21. Господь обрадует их вестью о Своей милости, Своем довольстве и Райских садах, в которых им уготовано вечное блаженство.
9/22. Они пребудут в них вечно. Воистину, Аллах вознаграждает великой наградой.
Победа или Рай! Аллаху Акбар!
Дагестанский Джамаат «Шариат»