Предчувствие глобальной войны
Что можно сказать об очередной ближневосточной войне "по горячим следам", в то время, когда вооруженный конфликт между Израилем и Ливаном еще до конца не исчерпан? Сказать сегодня можно уже многое. Главное, завершившийся вооруженный конфликт необходимо признать важнейшим глобальным знаковым событием в начале ХХI века после 11 сентября 2001 года.
Странная война и вопросы без ответа
Представляется, что ключевым для понимания природы прошедшей войны является интервью израильского солдата на телеканале Euronews. Он недоумевал по поводу того, что было не понятно, с кем Израиль вел войну. Потому что, куда не ступала нога солдат, там как будто не было никого, с кем можно было бы воевать – противник растворялся, уподоблялся призракам. Странность войны заключалась в том, что на этот раз Израильской армии противостояла не регулярная армия с традиционными формированиями и вооружениями, а по сути дела сетевая структура "партизанских" объединений.
Странность вооруженного конфликта заключалась и в том, что мировые СМИ условно поделились на три типа средств массовой информации в формате терминологии освещения вооруженного конфликта на Ближнем востоке. Ведущие западные СМИ освещали "священную войну" Израиля с террористической организацией "Хизбаллах". В ряде арабских СМИ постоянно говорилось о вооруженной агрессии Израиля против суверенного государства Ливан, и широкий спектр СМИ пытался освещать две позиции: и войну Израиля против террористической организации "Хизбаллах", и трагедию суверенного государства Ливан. Большинство российских СМИ занимали двойственную позицию. В Интернет ресурсах необходимо отметить позицию сайта Полит.ру: "Совбезу ООН пока не удается договориться о проекте резолюции по Ливану, призванной прекратить войну между Израилем и «Хизбаллой".
Эта странная война породила массу вопросов. Так, например, Махмуд Ахмединеджад поздравил "Хезболлу" с победой над Израилем. И в то же время в самом Израиле прошел опрос, в рамках которого граждан этой страны спрашивали, победил ли Израиль в прошедшей войне, проиграл ли. Сама постановка подобного вопроса уже говорит о многом – для победителей победа слишком самоочевидна, чтобы ставить ее под сомнение. Но главное заключается в том, что лишь немногие в Израиле считают, что их страна одержала победу.
Главными вопросами, на которые нет ответа, это вопросы о том, с чем же именно столкнулся в Ливане Израиль, с какой силой или с каким явлением? И уже сегодня крайне важно понять, к каким последствиям приведет эта новая реальность, которую выявил данный вооруженный конфликт.
Один ответ этот вооруженный конфликт все-таки дал. Уже сегодня необходимо прекратить ставшие столь популярными всяческие спекуляции о IV мировой войне. Чтобы III мировая война стала реальностью для этого необходим пересмотр итогов II мировой и фиксация нового мирового порядка, что и будет являться внутренним содержанием III мировой войны. То, что мы с вами наблюдали в последние недели в Ливане и Израиле – это очевидные признаки надвигающейся III мировой войны. Израиль в Ливане столкнулся с тем, с чем столкнулись Великобритания и Франция в начале II мировой войны. Бывшие союзники по Антанте провели великолепную подготовку после окончания I мировой войны именно к очередной I мировой войне. Укреп районы, типы вооружений, военная доктрина – все это ведущие военные державы соорудили к 1940 года в рамках подготовки к очередной I мировой войне. А Германия им поднесла новую войну – II мировую. Сетевые структуры сопротивления – это и есть символы надвигающейся III мировой войны.
Необходимо отметить то, что признаком надвигающейся новой мировой войны является мощная информационная завеса в мировых СМИ, призванная скрыть истинные итоги прошедшего вооруженного конфликта. Для того, чтобы понять и принять реальные итоги Ливано – Израильского конфликта, необходимо осмыслить, какие именно мифы рухнули по прошествии нескольких недель.
Рухнувшие мифы
В арабских СМИ отмечается, что разрушен миф о непобедимой армии Израиля. Действительно, крушение данного мифа может иметь серьезные последствия для государства Израиль. Данный миф, безусловно, довлел над всем арабским миром, и заявление президента Ирана Ахмединеджада лишь в концентрированной форме отражает крушение мифа. Но что еще более важно, что этот же миф довлел не только над арабским миром, он владычествовал и над гражданами Израиля и его разрушение окажет угнетающее влияние на самосознание израильского общества, что собственно, и начало проявляться в рамках прошедшего вооруженного конфликта. Но и крушение мифа о непобедимой армии Израиля – это лишь верхушка айсберга.
Представляется, что главным итогом Ливано-Израильского конфликта стало крушение мифа о всемогуществе разведки Израиля. Российский военный эксперт А.Владимиров отметил: "Прекрасная израильская агентурная сеть в структурах и на территории арабских государств, обладающая собственными и эффективными средствами разведки, связи и целеуказаний, тем не менее не смогла выявить все потенциальные ресурсы противника и обеспечить их точное поражение… Вопрос заключается не только в том, что разведка Израиля не располагала данными о количестве ракет, которые упали на территории Израиля, но и то, с чем именно пришлось столкнуться Израильской армии. Война на территории Ливана в большей степени напоминала войну США во Вьетнаме. Внешних очагов сопротивления практически нет, а ракеты продолжают падать на головы граждан Израиля".
Поиск и назначение виновных в Израиле, совпавший по времени с неожиданным успехом борцов с международным терроризмом в Лондоне, призваны скрыть ту растерянность, что царит в определенных западных властных кругах, которые оказались совершенно не готовы к новой реальности и пока даже не понимают, какие средства будут адекватны этой ситуации. В попытке понять реальное содержание процессов происходит раскол в экспертных сообществах различных стран, причем, например, число интеллектуалов, считающих, что никакой угрозы теракта в аэропортах Великобритании на самом деле не было, а просто британский протекторат США был в очередной раз использован для прикрытия провала американской стратегии, является отнюдь не мизерным. Сейчас, встраиваться в мейнстрим, организованный ведущими мировыми СМИ, значит расписаться в собственной интеллектуальной несостоятельности. Более того, для большинства интеллектуалов проблема заключается в том, что число альтернативных трактовок различных событий в рамках ведущего глобального мейнстрима, называемого "борьба с международным терроризмом", теперь будет только возрастать. Информационный аспект борьбы с международным терроризмом призван не столько завуалировать поражение Израиля в развязанном им международном конфликте, сколько скрыть явные признаки надвигающейся новой мировой войны. И именно это настораживает более всего.
Израиль и итоги II мировой войны
Сегодня наблюдается нарастающее число признаков пересмотра итогов II мировой войны, частные проявления которых можно увидеть и в требованиях от России покаяния за советскую оккупацию, и в чествовании эсэсовцев в Прибалтике и на западной Украине, и отказе от принципа нерушимости послевоенных границ в Европе..
Не следует забывать, что само существование государства Израиль является итогом II мировой войны и заявление президента Ирана Махмуда Ахмединеджада о необходимости "стирания Израиля с карты мира" – это тоже требование пересмотра итогов II мировой войны. Необходимо напомнить, что требования пересмотра I мировой войны тоже были более чем очевидны незадолго до начала II мировой войны.
Один из мифов об Израиле заключается в том, государство Израиль – это воин, стоящий на границе с агрессивным миром, что это часовой на страже цивилизованного мира, а исчезновение государства Израиль с карты мира может привести к тем же последствиям, как и крушение Византии. Сегодня сложно говорить о перспективах в развитии событий на Ближнем Востоке, но новый мир приходит через череду крушений отживших свой век мифов. Новая реальность сметает старые мифы. Но властные решения, к сожалению, принимаются теми, чья картина мира сконструирована из элементов старых мифов. Нынешняя западная правящая элита обречена принимать ошибочные решения, поскольку усвоенные ею мифологемы не позволяют ей увидеть новую реальность, что неизбежно приведет к провоцированию ею глобального конфликта.
Рефлектирование – признак прошлого века
Сегодня военные эксперты многих стран мира гадают о том, ввяжется ли США в вооруженный конфликт с Ливаном, Сирией и Ираном? Из спектра предположений необходимо выделить лишь одно наиболее важное предположение, и оно заключается в том, что прежние успехи США – это успехи модернизированного типа войн родственных II мировой войне. Для них привычны воздушные налеты, последующий контроль территорий и формирование лояльной местной элиты. Новая реальность уже обесценила этот ресурс, который сделал США сверхдержавой. Гипотетически вполне можно представить, что войска США, действительно обладающие для этого необходимыми средствами, смогут установить контроль не только над Афганистаном и Ираком, но и над всем арабским миром, включая, естественно, Саудовскую Аравию, но тогда, вопреки тому, что происходило прежде, вся эта территория – превратится в зону перманентной нестабильности, в территорию войны. Глобальной войны, которая будет кровоточить в тех или иных формах во всех без исключения странах мира.
Олег Маслов, Александр Прудник
Независимое Аналитическое Обозрение