Встреча Владимира Путина с лидерами Евросоюза не прошла мимо внимания американской печати. Поскольку речь в Лахти шла об энергоносителях, подробнее всего писала о ней газета деловых кругов США - Wall Street Journal. Она давно относится к Путину без лишних сантиментов, и заголовок ее редакционной статьи звучал несколько глумливо: "Посмотрите, кто к нам пришел".
"Европе пора познакомиться с новыми реальностями международной политики, и Путин является идеальным учителем, - говорится в статье. - В последние месяцы мнение Кремля об ЕС претерпело эволюцию: если раньше он казался ему беспредметным бюрократическим образованием, то сейчас в нем видят серьезную угрозу интересам России".
По словам Wall Street Journal, Европа "оказалась чересчур привлекательной для бывших вассалов Москвы; она доставила много эмоционального горючего для демократических переворотов на Украине и в Грузии и приняла в западную орбиту значительную часть Центральной Европы". Кремль, чьи карманы набиты нефтяными деньгами, хочет "задушить эту тенденцию в зародыше", - пишет газета.
По ее мнению, Европа, наконец, начинает соображать, что происходит, - отчасти благодаря новым членам Евросоюза, "у которых не так много романтических представлений о своем восточном соседе". Отсюда недавний "неожиданно резкий демарш" Евросоюза в отношении Москвы, требующий, чтобы она не оказывала давления на Грузию, и поиски альтернативных поставщиков газа.
Европейцы "все больше озабочены курсом Путина на Кавказе и признаками ползучего авторитаризма в его собственной стране", - соглашается корреспондент агентства AP Пол Эймс, освещавший саммит в Лахти.
Ему вторит почетный редактор агентства UPI британец Мартин Уокер, замечающий, что саммит должен был быть "дружелюбным" мероприятием, но вместо этого европейцы приехали на него "со сжатыми зубами и прищуренными глазами, поскольку они испытывают все большие подозрения по поводу поведения России, но боятся, что растущая зависимость от российских энергоносителей оставила им слишком мало козырей".
Энергия или чистая совесть?
Уокер предсказал до саммита, что Путин услышит на нем "много риторики по поводу прав человека и сползания России к авторитаризму", но оговорился, что "в конечном итоге циничные советники Путина, скорее всего, правы, когда они говорят ему, что с наступлением зимних холодов поставки энергоносителей будут важнее Евросоюзу, чем заботы о правах человека".
Поток публикаций, посвященных убийству Анны Политковской, не прекращается. "Прошло 14 дней с убийства в Москве российской журналистки Анны Политковской, - начинается редакционная статья субботней Washington Post. - Никто не был арестован за это преступление, что неудивительно: с тех пор, как Владимир Путин стал президентом России, погибла дюжина журналистов, и ни одно из этих убийств не было раскрыто".
"В данном случае был устранен один из самых яростных и отважных критиков его правительства, журналистка, которая без устали документировала все гнусности путинской войны против Чечни. У нас нет никаких доказательств причастности Кремля к этому преступлению, но то, как Путин и его режим вели себя последние дни, показательно", - пишет газета.
"Первой реакцией президента было странное безмолвие, - продолжает газета. - Если политики, органы печати и государственные деятели России и всего мира клеймили убийство Политковской, в течение трех дней Путин ни сказал ни слова. Вынужденный, наконец, высказаться по этому поводу на совместной пресс-конференции с германским канцлером Ангелой Меркель, Путин отделался формальным осуждением нападения на Политковскую, а затем отмахнулся от нее, заметив, что "степень ее влияния на политическую жизнь страны была крайне незначительной".
Он высказал безобразное предположение, что за убийством стоят некие враги его правительства, базирующиеся за границей. "У нас есть информация, и она достоверная, что многие люди, которые прячутся от российского правосудия, давно вынашивают идею принести кого-то в жертву, чтобы создать волну антироссийских настроений в мире", - сказал он.
"Да неужто? - спрашивает американская газета. - Если так, то путинские враги, похоже, нашли способ манипулировать его собственной госбезопасностью.
Ведь никто иной, как сотрудники МВД, в понедельник разогнали мирный митинг памяти Политковской в Назрани. Цветы и фотографии убитой журналистки вырывали из рук участников и топтали ногами. Известной активистке правозащитного общества "Мемориал" Екатерине Сокирянской ударили в лицо и по голове; у нее сломан нос и сотрясение мозга. За три дня до этого суд распорядился закрыть Общество российско-чеченской дружбы, одну из немногих неправительственных организаций, по-прежнему пытающихся документировать зверства в опустошенной республике. В четверг власти временно прекратили деятельность "Международной амнистии", Human Rights Watch и более чем 90 других НПО, заявив, что они не выполнили требования сомнительного нового закона об их регистрации".
"Еще один элемент происходящего повторяется с удручающей предсказуемостью: серьезная реакция со стороны западных лидеров блистает своим отсутствием, - пишет в заключение Washington Post. - На той же самой пресс-конференции, на которой Путин озвучил свои безобразные инсинуации, Меркель обещала, что когда к Германии перейдет на будущий год президентство Евросоюза, ее правительство будет проталкивать заключение нового соглашения о партнерстве между Европейским Союзом и Россией".
"Путина пригласили на банкет с европейскими лидерами на саммите в Финляндии. Если убийство Политковской останется нераскрытым, то помешает ли это "партнерству" между Россией и Европой? Как ни грустно, Путину не дали оснований думать, что помешает", - отмечает американское издание.
В таком же духе высказалась в воскресенье консервативная Washington Times, чей обозреватель Арнольд Байкман пишет, что если бы была Нобелевская премия по журналистике, то Политковской "дали бы ее без разговоров".
"Пришло время констатировать, что путинская Россия является бандитским государством, каковая формулировка синонимична с тем, что Путин называет "управляемой демократией", - замечает автор.
Источник: Би-Би-Си