Французские правозащитные организации призвали ООН повлиять на режим Макрона, который проводит целенаправленную дискриминацию выходцев из Чечни и депортирует их в Россию, где им грозят пытки, тюрьма и смерть, сообщил «Мемориал».
Между тем представители властей утверждают, что спецслужбы Франции, мол, «обеспокоены радикализацией чеченской молодежи» и что чеченцы «плохо интегрируются в обществе», поэтому к ним такое внимание.
Однако правозащитники категорически отвергают запущенный режимом Макрона нарратив, называя его лживым.
Еще в прошлом году работающие во Франции неправительственные организации выпустили специальное заявление, осуждающее решение властей о депортации политического беженца Магомеда Гадаева, который после выдворения в Россию оказался в руках кадыровцев. Заявление подписали представители Comite Tchetchenie («Комитета Чечни») и французского отделения Amnesty International.
Магомед Гадаев получил официальный статус политического беженца, никаких связей с т.н. «радикальными исламистами» не имел. Его депортация была демонстративным актом запугивания уроженцев Чечни, проживающих во Франции.
На это указывает и тот факт, что Гадаев был депортирован несмотря на решение Национального суда Франции по вопросам предоставления убежища, который отменил решение о его экстрадиции в Россию.
Между тем комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации 15 ноября рассмотрел ноту французских правозащитников о недопустимости депортации чеченских беженцев из Франции, которую 1 ноября направили в ООН организации Habitat-citе и Comitе Tchеtchеnie.
Французские правозащитники призвали ООН напомнить властям Франции об их обязательстве защищать этнические и религиозные меньшинства и обеспечивать их безопасность. Также в ноте содержатся призывы отменить этнические критерии в борьбе с т.н. «радикализацией и терроризмом», создать орган, который может принимать жалобы на дискриминацию административными мерами.
«Также правозащитники призывают напомнить Франции о международных обязательствах, которые запрещают высылать людей туда, где их ждет унизительное и жестокое обращение. Отдельно указано, что Россия — это страна, исключенная из Совета Европы и, согласно позиции этой же организации, ее режим считается террористическим, - говорится в публикации «Мемориала».
Отношение к выходцам из Чечни ухудшилось во Франции за последние пять лет с приходом к власти Макрона.
«Чеченцам все сложнее получать статус беженцев, а вот поводов для его лишения становится все больше. Как отмечают правозащитники, это связано с изменением миграционного законодательства и ухудшением отношения общества к чеченской диаспоре в целом», - отмечают правощитники.
В 2017 году во Франции был принят «Закон об укреплении республиканских принципов», который наделил главу МВД правом устанавливать слежку за теми, кого подозревают «в создании угрозы госбезопасности и общественному порядку».
«Закон не поясняет, что вообще означает слово «угроза». Все оценки остаются на усмотрение главы МВД, который может выдвигать серьезные обвинения без всяких доказательств. Фактически это административное применение презумпции виновности. В этих условиях нет никакой возможности оспорить недоверие со стороны властей», - указывают правозащитники.
В частности, после принятия закона рукопожатие чеченца с другим представителем общины власти могут посчитать подозрительным.
Подозрительным также может считаться помощь чеченца представителю своего тейпа в повседневных нуждах, хотя все это – практика, закрепленная как в чеченском кодексе чести, так и в принципах мусульманской религии, отмечается в сообщении.
«Находящиеся в изгнании чеченцы развили в себе большое чувство солидарности и помогают землякам, оказавшимся в трудной ситуации. Акт солидарности не предполагает, что нарушитель знает о всех действиях другого человека или участвует в них», – процитировал «Мемориал» ноту французских правозащитников.
Однако, согласно сообщению, именно в этом систематически обвиняют людей, особенно в контексте дел о лишении статуса беженца, и это «фактически дискриминирует чеченскую общину».
Многие из живущих во Франции чеченцев стали объектами внимания спецслужб после совершенной в Париже в ноябре 2015 года серии нападений, однако затем всякий раз подозрения не подтвердились, и чеченцы оказывались не причем,
Так в марте 2016 года в Брюсселе были схвачены члены 20 чеченских семей в связи с нападениями во Франции их жестко допрашивали. Потом всех выпустили.
При этом в СМИ широко освещался факт «массовых арестов чеченцев», но практически не было никаких сообщений, что всех освободили, т.к. уроженцы Чечни не имели никакого отношения к нападениям во Франции.
«Как отмечают правозащитники, с конца 2015 года во Франции все больше и больше чеченцев стали узнавать, что за ними ведется усиленное наблюдение. Полиция заводила на людей конфиденциальные досье, с которыми не могли ознакомиться юристы и правозащитники.
Зачастую люди узнавали, в чем именно их подозревают, уже после нескольких часов в полиции, когда шли на собеседование с сотрудником французского Управления по защите беженцев и лиц без гражданства (OFPRA).
По словам правозащитников, приглашение в OFPRA фактически говорит о начале процесса лишения статуса беженца. Это грозит человеку депортацией. После обращения в суды некоторые все же получали доступ к конфиденциальным досье. Как правило, там говорилось об «угрозе государственной безопасности», «принадлежности к исламистскому движению», «чеченскому радикальному движению», - говорится в публикации.
Правозащитники также напомнили ООН об историях Дауда Мурадова, который был выслан из Франции в Россию, где подвергся пыткам и был убит, и Магомеда Гадаева, депортированного из Франции вопреки протесту и решению суда. В России Гадаева бросили в тюрьму по обвинению в хранении оружия.
Большинство «конфиденциальных досье» составляются на представителей бывших борцов за независимость Чечни, подчеркивается в публикации.
«Их обвиняют в потенциальной угрозе общественному порядку — и находят в этом причину для высылки. При этом в своем решении от 30 августа 2022 года Европейский суд по правам человека напомнил, что получившие статус беженца граждане чеченского происхождения попадают в группу «особого риска» в случае возвращения в Россию.
Несмотря на предупреждения ЕСПЧ, Франция в последние годы депортировала в Россию десятки чеченских беженцев. Власти не приняли во внимание риски, которым эти люди подвергнутся в случае возвращения. Как отмечают правозащитники, этим страна нарушила статью 3 Конвенции о правах человека и требования права на убежище», - сообщил «Мемориал».
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр