Мы представляем вам конспект первого раздела труда одного из выдающихся военных специалистов современного движения джихада шейха муджахида Абу Мус’аба Ас-Сури ملاحظات حول التجربة الجهادية في سوريا. Эта небольшая работа посвящена анализу исламского восстания в Сирии в 1976-1982 гг.
Сам Абу Мус’аб был непосредственным участником многих событий этого восстания, занимая командные посты в организации «Сражающийся авангард». Также он анализирует деятельность крупнейшей мусульманской организации «Братья-мусульмане», с которой у «Авангарда» были тесные контакты.
Не смотря на прошедшие годы, многие замечания, сделанные шейхом Абу Мус’абом могут оказаться полезны для современных русскоговорящих мусульман, особенно муджахидов, поэтому мы решили опубликовать этот конспект. Автор конспекта просит прощения за низкое качество его работы, так как не планировал её публиковать.
Администрация
بسم الله الرحمن الرحيم
Первый раздел. Замечания по поводу джихадского опыта в общем
1. Отсутствие стратегии и предварительного общего плана
У первых муджахидов, когда они приступили к военному джихаду, не было никакого стратегического представления, построенного на тщательном учете нынешней информации и оценки возможных изменений в будущем. Так не была принята во внимание серьезная оценка положения страны, её географии и географии её населения, религиозного, национального и политического состава, характера и состава правящего режима, отношения наших сил и сил режима, качества сил наших друзей и врагов…
Наоборот, деятельность имела скорее стихийный характер, в котором преобладала необходимость текущей ситуации, и планы следовали за событиями и имели форму выбора «меньшего из зол». Даже когда руководство перешло к командованию, находившемуся заграницей, это не привело к развитию стратегического планирования даже в программах подготовки и тренировки. Деятельность заграницей была лишь цепью сделанных наудачу операций.
Возможно, первыми о необходимости стратегического планирования задумались полевые командиры (командование на местах) в Хама, Дамаске и (примкнувшие) офицеры, однако их роковой ошибкой было доверие и опора на информацию из-за границы, что привело к провалу. Каждая военная попытка, не смотря на личный героизм, вела к неминуемому поражению…
2. Разделение искренних муджахидов на разные отряды под разным командованием
…дело дошло то того, что старые счёты и атмосфера хизбиййи порождала иногда дух вражды, хизбиййи и антипатии между муджахидами с общей идеологией, общим духом и общей целью, только из-за того, что они находились под разным командованием с разной ориентацией и противоречивыми целями. Помимо того, что эта разрозненность плохое качество с точки зрения религии и нрава, рассредоточеность сил в разных направлениях стала достаточным стратегическим фактором для невозможности правильного использования этих сил.
3. Неспособность к разъяснению джихадистской революционной доктрины и формулированию ясных целей на идеологическом уровне
«Установление исламского правления и война с нусайритами (алавитами)» — это был девиз всей массы мусульман, которые вступили в борьбу.
Одна из первых аксиом, о которой должна заботиться передовая революционная организация для того, чтобы вести массы – это установить комплекс целей и лозунгов, которые будут предложены массам, и чтобы вокруг этих лозунгов и целей строить привлечение к себе масс и заявить о себе как о ведущем и направляющем революционном авангарде.
К сожалению, настоящие муджахиды не преуспели в изложении своих идей, целей и лозунгов, что необходимо было сделать как минимум для того, «дабы погиб тот, кто погиб (не уверовал) при полной ясности, и дабы выжил тот, кто выжил (уверовал) при полной ясности».
И максимум что поняли массы, это что исламская молодежь воюет с режимом. Возможно, многие поняли, что эта молодежь хочет установить исламскую власть, но вряд ли до них дошло, какова форма этой власти. И зачем ведется эта война? И насколько она обязательна, и почему их призывают к участию в ней и смерти на этом пути? Муджахиды не смогли подробно и конкретно объяснить людям, кто они, чего они хотят, что ими движет.
4. Поверхностность политического и революционного сознания и низкий уровень шариатских знаний в общем.
За исключением некоторых руководителей, основная масса участников этой революционной войны отличалась низким уровнем политических знаний, и если на этот недостаток можно не обращать внимания у рядовых, то наибольшую опасность он представляет, когда становится качеством руководства. Потому что война во всех ее деталях – это лишь исполнение политических задач. Невежество в этом вопросе делает руководство неспособным к стратегическому планированию… И даже рядовые муджахиды и командование среднего звена должны иметь хотя бы частичное понимание, т.к. во-первых, со временем им предстоит заменять собой вышестоящих командиров, а во-вторых, им будут ясны цели, которые преследует руководство, ставя те или иные задачи (больше доверия).
Уровень общих шариатских знаний также упал после гибели первого поколения муджахидов, когда руководство стало ориентироваться на количество привлеченных к джихаду, а не на их подготовленность.
Не смотря на искренность, дерзость и бесстрашие, уровень шариатских и политических знаний был значительно ниже, чем необходимо…
5. Опора на количество в ущерб качеству после того, как прошёл первый период восстания.
В первый, длительный период восстания с середины 1970-х годов до конца 1980-го были понесены большие потери, и командования для расширения своей базы открыли дверь организации для неорганизованных и необученных масс. Количество стало преобладать над качеством, что привело к фатальным последствиям. Многие из присоединившихся не обладали ни стойкостью, ни хорошим исламом, отличаясь лишь энтузиазмом и страстностью, которая пошла на спад вскоре после ухудшения положения муджахидов, особенно после выезда заграницу.
Также это облегчило сирийским спецслужбам внедрение своей агентуры.
На базах за границей подготовка, обучение и воспитание также не были налажены.
6. Слабость средств пропаганды и СМИ муджахидов как внутренняя, так и внешняя.
Уже было сказано о том, что муджахиды не смогли сформулировать ясные цели и лозунги. Это стало одной из сторон поражения на информационном поле. За исключением некоторых разъяснений, которые публиковались по каким-то конкретным поводам, не было организованного информационного плана по привлечению масс и расширению революционной базы для помощников и поддерживающих…
Больше информировали о событиях, а не призывали, не распространяли идеи для завоевания сердец.
Урок, который не забудется…
7. Постоянное ожидание муджахидами помощи извне и отсутствие опоры на свои силы.
Фатальная ошибка, разрушившая «Авангард» в Сирии, затем объединения муджахидов за границей, затем местное военное командование офицеров в Хама, Дамаске. Восстание разрослось и увеличились затраты на него непредвиденным образом, подпитывалось деньгам, оружием и нужными вещами со стороны соседей (Ирак), затем, когда эта помощь прекратилась, муджахиды оказались в очень плохом положении. Джихадское движение, ведущее партизанскую войну, должно рассчитывать только на свои силы и трофеи, и ему надо планировать это со всей ясностью и тщательностью, иначе оно станет картой в политических играх других людей, если же откажется, то станет заложником решений этих других.
8. Восставшие завязли в такой форме долговременной партизанской войны, которая не соответствует стране.
Это одна из ошибок отсутствия планирования и представлений, основанных чисто на идеях без подкрепления их знаниями реальности. Внимательный взгляд на характер страны, ее географию и население, религиозный, национальный, психологический состав населения… изучение позиции и формы религиозных общин достаточно исследователю для составления военного плана с враждебным режимом, в отличие от того пути, которым пошли и продолжают идти те, кто не извлекает уроков из своего и чужого опыта…
Некоторые успешные операции (2 попытки убийства президента, подрыв Совета министров, командования ВВС, артиллерийского училища) доказали, что возможно уничтожение вражеских активистов, однако муджахиды погрузились в долгую войну на истощение между слабым и бедным, и сильным и богатым, начали атаковать рядовых работников режима и его помощников…
9. Выезд лидеров из страны на долгое время и потеря масс и их помощи и снижение религиозного и революционного уровня у людей
Выезжали по разным причинам, от бегства с поля боя, до необходимости. Однако то, что кадры разъехались, привело к ослаблению связи революции с массами и обрыву помощи и поддержки.
Места, в которые они уехали, стали постоянным местом жительства, а не временным убежищем по необходимости, никто не занимался подготовкой для джихада в Сирии.
10. Неиспользование исламского и мирового опыта партизанских войн
История полна войн и восстаний, и если бы некоторые лидеры почитали бы книги по этой теме, то смогли бы извлечь пользу и урок из чужих ошибок, чтобы не повторять их.
Муджахиды действовали необдуманно, как попало, хотя по рукой имелся изученный богатый мусульманский и немусульманский опыт.
11. Сотрудничество с соседними режимами как постоянное препятствие.
Все соседние режимы боялись ислама и преследовали наших братьев, и не были нашими реальными союзниками.
12. Отсутствие конспирации в деятельности тех, кто находился вне Сирии.
Серьезная ошибка – открытость перед спецслужбами соседних стран, куда эмигрировали многие лидеры для организации базы для подготовки и продолжения восстания, открытие им сведений о численности и именах членов, намерениях, возможностях и планах. Руководство «Братьев» в Ираке, Иордании зашло в этом очень далеко, и самая секретная информация обсуждалась по телефонам, которые, как знали их владельцы, были на прослушивании и иногда даже прослушивающие вступали в разговор!
С другой стороны, мы направили смертельный удар на исламистские организации в соседних странах, потому что их спецслужбы получили прекрасный урок, изучая нашу деятельность.
13. Пренебрежение боевыми операциями вне Сирии и отсутствие способности сдерживать врага и его друзей
У «Авангарда» во время нахождения в Сирии не было ни времени, ни возможности планировать боевые операции вне Сирии, после того, как многие выехали за границу, возникли некоторые отдельные идеи, от которых потом отказались. «Братья» утверждают, что они создали специальный отдел для этого, однако он бездействовал из-за отсутствия намерения работать и руководства пожилых людей, не имевших сил на активные действия. Сирийский режим при этом направлял за границу спецгруппы для убийства наших лидеров.
В то же время многие арабские режимы преследовали нас, поддерживая нашего врага материально, идейно и информационно, и деньги, полученные от продажи арабской нефти, шли на помощь нусайриту Асаду, и у нас не было возможности для сдерживания этого…
14. Отсутствие всякого представления об этапе после падения режима, произойдет ли это благодаря нашим действиям, или нет.
Это явилось одним из результатов неполноценного планирования, или, скорее, отсутствия планирования. Мы сражались с врагом, у которого были многочисленные переплетенные между собой проблемы, как международные, так внутренние и региональные, и возможно было, что режим падет в результате наших действий или чего-то другого, что породило бы новые обстоятельства. К этому никто не готовился, не принимал во внимание, и не имел представления, что делать в таком случае. Конечно, кто не имеет плана войны, не в состоянии планировать что-то после неё. Однако мы должны знать, какую позицию займем в случае неожиданного переворота или неожиданного падения режима, как будем взаимодействовать с соседями, с народными массами, с джамаатами, как следует распределить наши силы… Всё это должно быть принято во внимание.
15. Отсутствие связи с искренними надежным ученым и получения пользы от них
Это ошибка двух сторон: муджахидов и ученых. Заслуживающие доверия ученые бежали от этого и скрылись в отдалении, особенно в Саудии, ни о чем не беспокоясь, и оставив недоучкам и даже тем, кто вообще не имел отношения к ильму, пространство для руководства движением джихада.
16. Неспособность использовать все исламские секторы населения в стране для мобилизации их на революцию, особенно кочевых племен и курдов.
Революционный призыв был сосредоточен в городах, в ограниченных слоях общества, и не распространился по всей территории, и его проигнорировали важные части общества, склонные к исламу, которые могли бы, примкнув к восстанию, стать решающей силой: это села, окружавшие города, кочевые племена, курды на севере страны. Муджахиды не сумели мобилизовать эти части общества, а государство путем обмана и угроз обратило их против нас.
17. Неспособность превратить исламские мирные дааватческие организации в боевые, способные к сопротивлению и самозащите
Возможно, это самый ценный урок, который касается наших братьев из организаций даавата во всех уголках мусульманского и арабского мира. Битва началась неожиданно, однако большая группа исламистов, особенно их руководители, знали, что эта битва обязательно начнется. Однако эти руководители никак не готовились и ничего не планировали, и так эти кадры стали жертвами арестов. И они не смогли мобилизовать себя как военных лидеров, более того, привнесли с собой в революцию свою методику мирного мечетьного даавата. потерпели поражение в мобилизации самих себя, и шейх, надев форму генерала, быстро потерпел поражение. Удивительно, как организации, провозглашающие девизы джихада и смерти на пути Аллаха как свою заветную мечту (Братья-мусульмане, Пер.), в течение десятков лет занимаясь воспитанием и формированием, оказывается в итоге неспособными носить оружие! Негодными даже на то, чтобы подготовить загранпаспорт на случай неожиданной беды, чтобы скопить и сохранить немного денег на черный день.
Это урок для всех исламских организаций, которые утверждают необходимость джихада и ждут дня начала битвы, пусть они глянут на себя и оценят, насколько они готовы к этому дню, чтобы не стать во главе со своими шейхами жертвами убийств и арестов…
18. Общие уроки
События подтвердили возможность мобилизовать мусульманские массы на благо исламской джихадской революции, при условии предоставления хорошего примера в жертвенности, смелости, стойкости в сопротивлении тирании. Примерно полтора года военный джихад был на пике, и сотни тысяч мусульман были вовлечены в него, и тысячи простых мусульман сражались в Хама рядом с муджахидами.
Также они подтвердили хорошие качества нашего народа, который власть старалась отдалить от оружия, мужского достоинства и исламских рыцарских качеств, но народ все же сохранил многие благие качества, которые записаны в истории героев и шахидов, да помилует их Аллах.
Подготовил Муслим Галанчожский