Шейх Мухаммад бин Мухаммад аль-Мухтар аш-Шанкити: О покушении на честь ученых и проповедников
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем, кто последовал за ними вплоть до Судного дня.
А затем:
Приводим отрывок из ответа шейха, да хранит его Аллах, на вопрос, касающийся покушения на честь ученых и проповедников:
«Это, клянусь Аллахом, является бедой, которая печалит, что умоляется достоинство обладающих знанием и заслугами. Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение. Клянусь Аллахом, дно земли более пригодно для сожительства с людьми, не знающими прав ученых, и не ценящими их как следует, нежели ее внешняя сторона (то есть та часть, на которой мы с вами живем – примечание переводчика).
О, это!.. Ты же посмотрел на проповедников и указывающих прямой путь и нашел в них из заслуг, молитв, праведности и призыва к Аллаху то, за что Аллах с тобой рассчитается. Неужели не осталось ничего, кроме как умолять достоинство ученых, отвращать от них и остерегать людей от их меджлисов?! Поистине, это беда и несчастье.
Поистине, это, клянусь Аллахом, является брешью в ислам, когда умаляется честь ученых и проповедников, выслеживаются их недостатки и ошибки, отвращают от их меджлисов. Это подвергшийся фитне, (это) занятие приверженцев нововведений (или: это, о подвергшийся фитне, занятие приверженцев нововведений), да упасет нас Аллах.
Поистине, они отвращают от ученых, и поэтому наиболее важными и наиболее заметными признаками приверженцев заблуждения является то, что они презирают ученых. Так как они знают, что никто после Аллаха не раскроет их недостаток, кроме ученых. Поэтому, мои братья в Аллахе, нам следует бояться Аллаха в правах ученых, в правах требующих знание, проповедников, указывающих путь к Великому и Могучему Аллаху. И следует обуздать эти языки уздами (праведной) боязливости.
Клянусь Аллахом, каждое слово, которое ты выговорил – даже если ты (просто) передаешь от кого-то слова об ученом или проповеднике, в которых умоляется его достоинство - ты несешь его груз пред Аллахом, Велик Он и Могуч. И поставь себя на место этого ученого: разве ты будешь доволен тем, чтоб твой позор и твои ошибки выявятся людям? Допустим, мы признали, что он ошибся, так что же тебя заставляет упоминать его прегрешения и замалчивать его благодеяния?
Сказал Саид бин Аль-Мусейиб, да помилует его Аллах: «Кто тот, кто был совершенен? На человека есть надежда лишь в преобладании (хороших дел над плохими). Так как Всевышний Аллах сказал: «Те, чья чаша Весов будет перевешивать, окажутся преуспевшими» (Преграды, 8), однако Он не сказал: «Те, чья чаша весов будет очищенной (от ошибок)».
Поэтому ученый иногда может поскользнуться, и не стоит при этом спешить порочить его. Более того, стоит искать ему оправдание, насколько это возможно, так как порочить его – это брешь в религии.
И (правильный) манхадж – это критиковать ошибку ради ошибки, и при этом не делать джарх (имеется ввиду, что не стоит заявлять, что у этого ученого не берутся знания по причине какой-либо ошибки – примечание переводчика). И делом людей благочестия и заслуг является то, что они разъясняют ошибку и при этом не выслеживают недостатки мусульман и не выслеживают того, что затрагивает честь мусульман: «Мы свидетельствуем только о том, что знаем…» (Йусуф, 81).
И не следует мусульманину взламывать недостаток своего брата, а затем обвинять его (в неправильности) манхаджа и вероубеждения. Тебя касается то, что ты прочитал и то, что ты слышал. А если мы будем выискивать недостатки друг друга, пытаться растолковывать слова ученых и выводить из них то, что не выводится, то поистине человек будет спрошен за это пред Аллахом: «Их свидетельство будет записано, и они будут спрошены» (Украшения, 19).
Мои любимые в Аллахе! Поистине, Аллах поделил свою милость между творениями и сделал некоторых из людей ключами к благу. Они говорят посредством благого, не знают беспутства, Аллах очистил их от скверны в их душах и в их словах, они чисты в языках, чисты в сердцах. В их сердца не заходит злоба по отношению к мусульманину, что является качеством обитателей Рая: «Мы исторгнем из их сердец злобу…» (Преграды, 43). Поэтому человек не перестает завидовать знанию и праведности ученого, пока хорошие дела этого человека не становятся тленными, да убережет Аллах.
И удивительно видеть, как требующий знания проявляет усердие в знании, выстаивает ночь, постится днем, однако, как только заходит речь об ученых и проповедниках, от него исходят те самые слова и делают все его благодеяния тщетными, да убережет Аллах. Люди сказали: «О, посланник Аллаха, она постится и молится, однако она причиняет вред своей соседке». Сказал (пророк, да благословит его Аллах и приветствует): «Нет в ней блага, и она из обитателей Огня».
Сказано: тот, кто задевает честь проповедников и ученых, не является обезопашенным от плохого конца, как это было в рассказе о Саде бин Абу Уаккасе, да будет доволен им Аллах, и одном человеке, и (как это было в) рассказе Саида бин Зейда, да будет доволен им Аллах, с одной женщиной, когда этот человек и эта женщина обвинили этих двух (сподвижников), и они (то есть Сад бин Абу Уаккас и Саид бин Зейд) сделали дуа против этого мужчины и этой женщины, и конец последних был скверен, да упасет Аллах.
О, это… Откуда тебе знать, быть может, у них есть в предрассветное время мольбы, которые не отвергаются; откуда тебе знать, быть может, они являются аулия Аллаха, и по причине вражды с ними, ты тем самым станешь воюющим против Аллаха: «Кто враждует с Моим уалием, тому Я объявил войну» (хадис-кудси, который передал имам аль-Бухари).
О, мой брат! Истинный мусульманин – это «тот, от языка и руки которого, мусульмане чувствуют себя в безопасности» (хадис согласован).
Настоящий ислам – это не то, чтобы мусульманин был благим внешне, а внутри таил в себе ненависть, злость, дурные намерения и цели в отношении рабов Аллаха. Это не из ислама. Ислам - в нем чистота внешняя и внутренняя. Настоящий мусульманин (таков): его речь тебя увлекает, он правилен в своих размышлениях и мнениях, далек от глупостей. Пречист Аллах! Мы ничего не нашли рассказывать, кроме как про недостатки?! И притом недостатки кого?! Недостатки обладающих званиями и заслугами.
Мои братья в Аллахе, нам следует:
Во-первых, мы не должны характеризоваться тем качеством и той чертой, которую Аллах ненавидит. Этим качеством является непристойность в словах: «Аллах не любит, когда злословят вслух, если только этого не делает тот, с кем поступили несправедливо» (Женщины, 148).
А кто перенял себе эту черту, тот не является любимым Великому и Могучему Аллаху, более того пришло в хадисе: «Достаточно человеку зла в призрении к своему брату-мусульманину» (Муслим). А как же к ученому?
Во-вторых, мы не должны молчать в отношении тех, кто умоляет достоинство наших ученых, и мы должны быть ревностными к нашим ученым. Если мы не будем ревностными к нашим ученым, то к кому тогда мы будем ревностны?! Если тобой не овладевает праведная ярость из-за ученого, тогда из-за кого она овладеет тобой?!
В-третьих, мы должны разграничивать между тем, кто критикует с тактичностью и хорошим нравом, основываясь на знании и доказательстве, и между тем, кто порицает и ругает ученых и требующих знания.
Дело чести не является легким. Даже если три сподвижника покусились бы на честь без доказательства – а они далеки от этого – то от них не принялось бы это, и их свидетельство было бы отвержено по причине слов Всевышнего: «и никогда не принимайте их свидетельства, ибо они являются нечестивцами…» (Свет, 4). И если дело обстоит так в вопросах чести, то каково положение того, кто оскорбляет ученого и проповедника в его вероубеждении и манхадже? И то, что следует – это выяснять и удостоверяться.
У людей очень много разговоров, пересказов и слухов по этой теме.
В-четвертых, отвлечь себя разбирательством своих недостатков от недостатков людей, особенно обладающих знанием и заслугами. Ведь вода если достигнет количества куллятейн (что, по одному из нескольких мнений в этом вопросе, составляет около 307 литров – примечание переводчика), не носит грязи (это часть хадиса, смысл которого заключается в том, что вода, которая достигает этого количества, не становится нечистой от попадания в нее нечистот до тех пор, пока эти нечистоты не изменят одно из ее свойств; и также ученые не становятся «нечистыми» по причине ошибки – примечание переводчика), поэтому тебе надо заняться собой и своими недостатками. И у людей есть Господь, Который рассчитается с ними, воздав за благое добром, а за иное - прощением и искуплением грехов.
И, обращаясь к Умару, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о Хатыбе, да будет доволен им Аллах, когда тот написал послание неверным, в котором раскрывал им один из секретов мусульман. И вместе с тем говорит, да благословит его Аллах и приветствует: «Откуда тебе знать, быть может, Аллах посмотрел на участников (битвы при) Бадре и сказал: «Делайте что пожелайте, ведь Я уже простил вам».
И это указывает на то, что между праведным рабом и Аллахом могут быть благие дела, которые сжигают грехи и ошибки (этого раба).
Неужели ты желаешь для этого ученого, который провел свои ночи и дни в джихаде и призыве к Великому и Могучему Аллаху, чтобы твои благие дела оказались тленными перед ним? Желаешь, чтоб Аллах не простил его плохой поступок, в то время как у этого ученого есть из благодеяний, распространения знаний и блага столько, что не сосчитать, и надежда на Аллаха велика.
И прошу Одного Аллаха, чтоб Он наделил нас чистотой внутренней и внешней. И это, клянусь Аллахом, является напутствием для всех вас, и я не имею в виду ни какую-то определенную личность, ни какую-то определенную группу. Однако я желаю, чтоб этого придерживался каждый верующий, не говоря уже о требующем знание…»
Взято из «Маалим тарбауия ли талиби асна аль-уиляйат аш-шария ли сахиб аль-фадыля ад-доктур Мухаммад бин Мухаммад аль-Мухтар аш-Шанкити». С. 76-79.